Как запомнить нужный материал и подготовиться к экзаменам

Все мы разные, поэтому и стратегии подготовки к экзамену у нас будут отличаться. Отталкивайтесь от своих индивидуальных особенностей. Если вы аудиал, читайте учебники и конспекты вслух, если кинестетик — пишите по своим конспектам шпаргалки и составляйте план ответа.

Ещё один эффективный метод — карта мыслей. Это отличный способ структурировать информацию, освежить знания и быстро вникнуть в суть предмета даже спустя продолжительное время. Подробнее о том, как составлять ментальные карты и как работать с ними, мы рассказывали тут.

Какие вопросы учить первыми? Если в течение семестра вы неплохо разобрались в предмете, приступайте к вопросам, о которых имеете хоть какое-то представление.

Если каждый новый блок нельзя понять без предыдущего, то вариант один: учите всё строго по порядку.

Также имеет смысл начинать со сложных вопросов, выделяя достаточно времени на их изучение. Лучше разобраться с ними, пока вы не устали и не потеряли концентрацию. Лёгкие вопросы оставляйте на потом.

И будьте последовательны. Придерживайтесь выбранной стратегии, даже если начинаете паниковать с приближением экзамена.

Стремитесь к пониманию, а не запоминанию

Вникайте в билет, а не старайтесь его вызубрить. Заучивание — заведомо проигрышная стратегия, которая к тому же отнимает больше времени. Находите логические связи в вопросах, придумывайте ассоциации.

Конечно, в каждом предмете есть информация, которую нужно знать наизусть: даты, формулы, определения. Но даже их запоминать легче, если вы понимаете логику.

На экзамене рассказывайте материал своими словами, домысливайте, чтобы ответ был более развёрнутым.

Методика «3–4–5»

Как запомнить нужный материал и подготовиться к экзаменамgiphy.com

Хороший метод, когда к экзамену нужно подготовиться за короткий промежуток времени. Потребуется всего три дня, но работы предстоит много. Каждый день нужно прорабатывать весь материал, но на разном уровне, постоянно углубляясь.

В первый день вы прочитываете весь свой конспект или методичку, чтобы освежить знания по предмету, грубо говоря — втянуться. Условно считаем, что вы уже можете сдать экзамен на тройку.

Во второй день разбираетесь с теми же вопросами, но уже по учебнику, чтобы узнать больше деталей и тонкостей. Если вы готовитесь старательно, можете уже рассчитывать на четвёрку.

В последний день вы доводите свои ответы до идеала: повторяете, заполняете пробелы, запоминаете. После третьего дня вы готовы сдать экзамен на отлично.

Два дня на изучение, один на повторение

Система очень простая: весь материал нужно разбить на две одинаковые части и выучить его за два дня. Третий день целиком уделяется повторению.

Ставьте ограничение по времени

Вникать в каждую тему можно бесконечно долго, поэтому не старайтесь запомнить все тонкости. Из большой главы в учебнике выделяйте главные мысли: структурированный материал небольшого объёма воспринимать легче.

В университетские годы мы делили все билеты между одногруппниками и каждый готовил краткий конспект по своей части. Если в вашей группе взаимопомощь не развита, можно попросить материалы и шпаргалки у студентов старших курсов.

Не застревайте

Как запомнить нужный материал и подготовиться к экзаменам

Если чувствуете, что слишком долго сидите над одним вопросом, пропускайте его. Лучший мотиватор при подготовке — таймер. Решите, сколько времени вы можете уделить одному билету, например 30 минут, и по истечении срока переходите к следующему. Выделите несколько часов перед экзаменом, чтобы разобраться с пропущенными вопросами.

Составьте план ответа на билет

Любой, даже самый обширный вопрос можно описать в нескольких словах. При этом каждый тезис должен вызывать ассоциации.

Такой план можно быстро просмотреть перед экзаменом, чтобы настроиться на рабочий лад. Известен метод трёх предложений: выписывайте по каждому вопросу проблему, главную мысль и вывод.

Изучение зависит от предмета

Индивидуальные особенности есть не только у вас, но и у изучаемого предмета. Например, точные науки — математика, физика — требуют практики. Для гуманитарных наук важно умение перерабатывать большие объёмы информации, запоминать даты, имена, определения.

Но, повторюсь, к изучению любого предмета нужно подходить активно: вникать в вопрос и стремиться к пониманию.

Важен и формат экзамена. Если вы готовитесь к устному экзамену, проговаривайте свои будущие ответы вслух. Моя любимая тактика — пересказывать материал кому-нибудь из домашних или, когда они не проявляют энтузиазма, самой себе перед зеркалом. Ещё лучше, если кто-то будет не просто вас слушать, но и задавать вопросы, когда что-то непонятно.

Если готовитесь к тестированию, стоит прорешать десяток типовых тестов, выписать свои ошибки, повторить проблемные темы и прорешать всё снова.

Если экзамен письменный, нужно заранее продумать структуру ответа.

Готовьтесь вдвоём или втроём

Выпишите самые сложные, на ваш взгляд, темы — коллективный разум поможет разобраться с ними быстрее. Лучше кооперироваться с одногруппниками, которые настроены на учёбу, иначе подготовка к экзамену может перейти в обычную приятную встречу с дружескими разговорами.

Нет, это не значит, что шутить и отдыхать возбраняется. Просто не забывайте о главной цели собрания.

Как запомнить нужный материал и подготовиться к экзаменамViktor Kiryanov/Unsplash.com

Ещё несколько рекомендаций по подготовке к экзаменам

  1. Делайте перерывы. Это поможет вам расслабиться и разложить новую информацию по полочкам.
  2. Выключите телефон, не заходите в социальные сети, не приближайтесь к телевизору. Если не можете справиться с искушением, почитайте о том, как бороться с отвлекающими факторами.
  3. Высыпайтесь.
  4. Не забывайте о еде: это даст дополнительные силы вашему организму. Однако переедать не стоит. Обычно после излишне плотного обеда начинает клонить в сон, и учиться совсем не хочется.
  5. Избегайте стрессовых ситуаций и негатива от других людей. Атмосфера во время занятий должна быть максимально благоприятной.
  6. Не слишком полагайтесь на шпаргалки и возможность списать. А если вы не умеете хорошо списывать (согласитесь, это тоже нужно уметь), не стоит даже начинать.
  7. Обустройте место для занятий: светлое, комфортное, со всеми необходимыми материалами под рукой. Кровать не самый подходящий вариант: велика вероятность заснуть на скучной теме.
  8. Делайте маркированные списки: их легче запоминать.
  9. Отвлечься и размять затёкшие за время длительного сидения мышцы помогут занятия спортом. Кроме того, во время бега, езды на велосипеде или подобной физической активности можно не спеша поразмышлять над сложными вопросами.
  10. Если чувствуете, что не настроены на учёбу, начните с темы, которая кажется вам наиболее интересной. Это поможет войти в колею.
  11. Ходите вечером на прогулки. Во время подготовки нервы обычно на взводе, поэтому нужно немного расслабляться.
  12. Составьте чёткий план подготовки.

Источник: https://Lifehacker.ru/podgotovka-k-ekzamenu/

8 простых способов сдать любой экзамен (и не забыть выученное после)

Как запомнить нужный материал и подготовиться к экзаменам

Экзамены приходится сдавать не только в школе или в вузе. При этом подготовка к ним, а потом и сам процесс сдачи всегда вызывают стресс. Готовиться начинают за сутки до экзамена, повторять уже некогда, а мозг вообще отказывается работать. Но если есть хотя бы немного времени, надо потратить его с пользой. А не за бесполезным и бесструктурным чтением учебников в надежде запомнить хоть что-то.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Перед сдачей любых экзаменов (вступительные испытания в вуз, выпускные школьные тестирования или, например, теоретическая часть обучения вождению) нам приходится учить большой объём материала.

Не имеет значения, будет ли это текст из учебника или собственные конспекты. Легко потеряться в потоке информации. И это часто пугает.

Хотя есть простые способы справиться и с объёмами текстов, и с собственными тревогами.

1. Читайте, перечитывайте и ещё раз перечитывайте

Так называемое «зазубривание» уместно разве что при изучении строгих формул, и даже в этом случае их стоит не только запомнить, но и понять.

Что же касается остальных тем, смело перечитывайте нужный абзац по несколько раз: таким образом получится не только выделить основную мысль, но и чётко запомнить изложенный материал.

Наш мозг с готовностью отзывается на повторения любого рода, поэтому такой подход он просто не в силах проигнорировать.

2. Найдите собственные «контрольные точки»

Если вы знаете, что такое квест или логические шарады, вы отлично понимаете, как одна найденная подсказка тянет за собой цепочку последующих, открывает доступ к новой информации, а в конце концов выстраивается в общую картину.

Запомнить всё прочитанное иногда просто невозможно. Если перед вами большой материал, то лучше разбить его на смысловые отрезки и выделить в каждом основную мысль. Именно она и станет той опорной точкой, зацепившись за которую, вы сможете легко вспомнить и чётко изложить последующий материал при сдаче экзаменационного билета.

3. Систематизируйте информацию

Вы прочитали внушительный параграф текста и, кажется, запомнили всё основное. Но впереди ещё несколько предметов, и каждый из них требует вдумчивого подхода. Один материал «наслаивается» на другой.

К сожалению, при попытке заучивания колоссального объёма сразу, такая путаница — не редкость. В этом случае, чтобы быстро отыскать и вспомнить нужный момент, поможет наглядность.

Наш мозг активно воспринимает изображения и цветные элементы — так повелось в природе человека, что яркие сигналы прочнее оседают в памяти.

Воспользуйтесь этим — используйте пометки, цветные обозначения (к примеру, при помощи маркеров и стикеров), чтобы выделить самое основное, что потом станет прочным фундаментом вашего ответа.

4. Найдите свои сильные стороны

Индивидуальный подход всегда работает лучше любых других. Если у вас ещё нет собственной интуитивной схемы, самое время придумать собственную схему работы с информацией. Ведь помимо чтения и стандартного заучивания, существует много других способов эффективно подготовиться к экзамену и облегчить этот процесс.

Начнём с того, что каждый человек обладает собственной спецификой памяти: одни люди лучше усваивают информацию на слух, другие отлично запоминают то, что видят, третьим необходимо ознакомиться с предметом «со всех сторон».

  • Если вы легко запоминаете текст услышанной песни или вдумчиво прослушанную лекцию, то у вас хорошо развита слуховая память. Воспользуйтесь этим. Читайте текст вслух, пересказывайте и проговаривайте информацию. Начитывайте свои конспекты на диктофон — этот материал будет легко прослушать и вспомнить самое необходимое.
  • Если вам достаточно пары взглядов на страницу с текстом, чтобы сказать, в какой части параграфа вы встречали то или иное определение, у вас зрительный (он же визуальный) тип памяти. Вам подойдут пометки, подчёркивания и маркировки основ изучаемого текста. Записывайте, конспектируйте и делайте собственные заметки — они помогут быстро восстановить в памяти материал.
  • Если у вас тактильная память, то оригинальности в подходе к любому делу вам точно не занимать. А вот долгий процесс чтения способен показаться монотонным и скучным. Исследуйте предмет со всех сторон, при этом вам идеально подойдёт ассоциативный способ запоминания. Будет полезно делать визуальные карточки, на которых можно записать нужную информацию и потом объединять отрезки в единое целое. Такой подход особенно эффективен при запоминании слов иностранного языка, определений и математических формул.

5. Пишите от руки

В век новых технологий, которые предлагают нам удобно расположиться за клавиатурой и быстро набрать необходимый текст, идея вооружиться бумагой и ручкой может показаться не слишком практичной. Но всё не так просто.

Учёными и психологами давно доказано, что процесс конспектирования от руки значительно улучшает функцию запоминания и способен сослужить хорошую службу при подготовке к экзаменам.

Дело в том, что, самостоятельно выводя информацию на листе бумаге, мы как бы «пропускаем» её через себя.

6. Ассоциации

Действенность ассоциативного метода доказана не только психологами, но и самой жизнью. Представьте: вы знакомитесь с несколькими людьми, и имя одного из них совпадает с вашим собственным (или с именем близкого вам человека). Вы вряд ли испытаете неудобство, потому что забыли, как обратиться к человеку.

Если новая информация способна напомнить то, что уже знакомо или вызывает интерес, то она непременно займёт место в памяти. Такие ассоциации можно назвать естественными — они возникают самостоятельно и не требуют вложения собственных усилий. Но все связи и аналогии можно создавать в процессе.

Читайте также:  Карта повешенного в таро: значение и толкование в раскладе

При этом, чем больше творческого подхода вы вложите в ассоциацию, тем ярче она запомнится.

7. Делайте перерывы и много спите

Когда времени перед экзаменом мало, кажется, что прерваться на десять минут будет настоящим преступлением. И совершенно зря.

Наш мозг устроен таким образом, что большой поток информации на фоне отсутствия отдыха играет против нас, и новые знания не усваиваются.

Вы когда-нибудь перечитывали одно и то же предложение несколько раз, чтобы уловить смысл?

Этот первый «звоночек» сигнализирует, что пришла пора отложить учебник и немного расслабиться, переключившись на кратковременный отдых или прогулку. Тем самым вы дадите себе необходимую передышку и после перерыва обнаружите, что информация запоминается куда лучше.

Ночь перед экзаменом — самое напряжённое время в жизни школьников и студентов. Хочется прочитать, запомнить и повторить как можно больше. Однако полное пренебрежение сном может сказаться самым негативным образом: при взгляде на вытянутый билет можно не вспомнить добрую часть честно выученного материала. Здоровый сон перед экзаменом принесёт куда больше пользы и упорядочит все нужные мысли.

8. Повторяйте

Человеческий мозг отлично приспосабливается к повторяющимся действиям. Например, если вы не в первый раз идёте по одному и тому же маршруту, вы вряд ли заблудитесь. Это же правило активно работает в сфере усвоения информации: повторяющаяся песня по радио способна прочно засесть в голове даже против нашей воли.

Поэтому, выбрав самое главное, не пренебрегайте повторением и просмотром текста «ещё один раз». И здесь есть небольшая хитрость.

Если перечитать пройденный материал на ночь, то во время сна полученная информация перейдёт в стадию долговременной памяти, и наутро в большинстве случаев вы сможете уверенно воспроизвести выученную рифму, вспомнить математическую формулу или дату рождения русского полководца.

Shutterstock (Cookie Studio)

Источник: https://mel.fm/blog/eduard-razvivashkin/48076-8-prostykh-sposobov-sdat-lyuboy-ekzamen-i-ne-zabyt-vyuchennoye-posle

Как лучше запоминать и готовиться к экзамену

Как запомнить нужный материал и подготовиться к экзаменамДобрый день, дорогие читатели!

Все, кто когда-то учился в школе или университете, в других учебных заведениях, знают, как много времени уходит на запоминание материала и подготовку к экзамену. И самое прискорбное – что большинство времени обучения тратится впустую, так как в итоге приобретенные знания очень быстро забываются.

«Сдал и забыл».

А если нужно выучить так, чтобы не забыть? Если хочется запомнить на всю жизнь? Или от умения быстро и эффективно запоминать зависит повышение в работе или ответ на вопрос – сможете ли вы сегодня найти время на ребенка или мужа (жену), на себя? Все эти размышления, а также тот факт, что мне самой приходится сейчас 3-5 часов в день уделять учебе, навели меня на мысль о том, что было бы неплохо разобраться в техниках запоминания и подготовки к экзамену. Чтобы получилось максимально эффективно: минимум времени, максимум знаний. Вот что я раскопала о том, как лучше запоминать и как готовиться к экзамену.

Специалисты выделяют при подготовке к экзаменам и при любой работе, требующей запоминания и высокой концентрации, внешние и внутренние условия. Внешние условия – это все то, что вас окружает, а также состояние собственного тела. Все это в процессе запоминания вроде бы непосредственно не участвует, но создает условия для этого процесса.

Согласитесь, что учить в тишине, за рабочим местом, где ничто не отвлекает, когда мы выспались и чувствуем себя хорошо, гораздо эффективнее, чем в метро, пока едешь на работу после бессонной ночи с ребенком.

Именно поэтому все исследователи процессов запоминания твердят в один голос: сначала обеспечьте себе условия для подготовки к экзамену (для работы), а потом начинайте учить.

Что именно входит в обеспечение этих внешних условий для подготовки к экзамену и для лучшего запоминания?

  1. Организовать время для подготовки. Даже если у вас на руках маленький ребенок или нескончаемый аврал на работе, нужно определиться для себя – а сколько часов в день работоспособного времени у меня есть? Это может быть всего лишь час утром, пока едешь на работу, или сон ребенка. Но и за это время можно много выучить, если использовать это время на те цели, которые вы себе поставили. Планомерная подготовка – гораздо эффективнее авраловой, хотя авраловая все равно нужно – перед самым экзаменом. Поэтому если в обычные будние дни нужно выделить себе «окошки», когда вы можете учить, а непосредственно перед „deadline“ – пару недель (дней), когда вы полностью можете посвятить себя учебе. Можно выделить, например, две недели до экзамена и отправить на это время всех домашних на дачу или в отпуск. Можно нанять на это время няню или попросить мужа взять отпуск. Но и эти меры могут не обеспечить нужного результата, если мы привыкли отвлекаться от намеченного плана. Поэтому очень важно не только организовать время для подготовки, но и обеспечить себе возможность для концентрации.
  2. Обеспечить себе возможность для концентрации. Наши ум и эмоции – сложная система, которая постоянно ищет возможность свернуть куда-нибудь на путь полегче и поинтереснее. Вот и я сейчас вместо того, чтобы учить, пишу этот пост И все же нет прогресса без напряжения и концентрации. Если бы не было экзаменов, мне кажется, человечество не стояло бы на нынешней ступени развития.  Экзамены заставляют нас делать то, что сложно и не всегда интересно. Они дисциплинируют нас и тренируют силу воли. И все же хочется облегчить себе участь. Как? Конечно, не создавая себе лишних соблазнов. Если приходит время подготовки к экзамену, нужно выключить компьютер, телефон и учить. Можно куда-нибудь уехать, отгородить на время себя от мира, чтобы сдать экзамен и вернуться к нему. Кому-то легче учить в библиотеке, кому-то в одиночестве дома. Изоляция помогает отгородить себя от возможных негативных эмоций, которые очень плохо влияют на обучение. Поэтому я лично, чтобы не отвлекаться от летней подготовки к экзамену, решила не проводить следующие три месяца тренинги и других больших проектов на блоге, а непосредственно перед экзаменами дети поедут с мужем и его родителями  отдыхать на море без меняL Лучше всего учить в одиночестве, а отдыхать от учебы – в кругу людей. Да, я не оговорилась – отдыхать нужно обязательно! Причем отдыхать умно.
  3. Умно отдыхать. Учить 24 часа в сутки не может никто. Для запоминания это неэффективно. Наоборот, для запоминания полезно спать и отвлекаться. Отвлекаться – это значит заниматься чем-то, что полностью переключает вашу голову от обучения. Чтобы не терять время, лучше всего в свободное от «зубрежки» время нагружать тело физическими упражнениями, прогулками на свежем воздухе и здоровым питанием. Очень важно обращать внимание не только на тело, но и на эмоции, так как «заставлять себя учить» — это негативная эмоция. Нейтрализовать ее можно удовольствием, которое испытываешь от новых знаний (вспоминайте об этом время от времени), а также другими позитивными эмоциями (смотреть юмористические передачи, слушать музыку, играть с детьми – кому что доставляет удовольствие).  Главное во время отдыха, повторяю, полностью переключиться с умственной деятельности на телесную, эмоциональную или духовную. Это все – из энержи-менеджмента. О нем я писала здесь. А вот еще одна очень полезная фишка из этого направления повышения личной эффективности – использовать биоритмы.
  4. Использовать для обучения наиболее продуктивное время суток. Здесь нужно знать свои биоритмы. Если вы жаворонок, то лучшее время учить – это после ночного сна до обеда и после сиесты. Если вы сова, то – это вечернее и ночное время. Ученые доказали, что очень хорошо учить после сна. Обычно в это время мозг позволяет хорошо концентрироваться на том, что читаешь. Поэтому лучше немного поспать после обеда. Помните цитату Черчиля: «У того, кто спит днем, не один рабочий день, а два!». Я иногда даже три раза за сутки успеваю поспать и в эти дни я успеваю выучить особенно много. Одна проблема днем — трудно сразу уснуть, мысли крутятся. Мне в этом случае очень помогают релаксации. За то время, пока я не сплю, под голос диктора я расслабляюсь и потом очень быстро засыпаю . Кстати, эти релаксации можно приобрести в моем “магазине счастья” по специальной летней цене:) А что еще нужно для обеспечения внешних условий?
  5. Нужно составить себе четкое представление о том, что нужно учить. Нет ничего более неэффективного, чем учить то, о чем никто не собирается спрашивать на экзамене.Здесь, конечно, помогают билеты, а также вопросы на консультациях перед экзаменами.  Многие расстраиваются, что билетов так много. Лучше радуйтесь. Представьте, если бы билетов не было! В университете, в котором я учусь, нет таких ориентиров. На итоговой семестровой контрольной могут быть вопросы к любому предложению из 10 трехсотстраничных учебников. Единственный выход здесь  – изучить предыдущие контрольные и составить представление об уровне знаний, который должен быть к моменту экзамена и учить. Только вот как?

[yandex]

Теперь мы переходим непосредственно к техникам, которые помогают лучше запоминать – это внутренние аспекты, которые, напомню, работают в полной мере только если вы организовали внешние.

  1. Как готовиться к экзамену? Моей излюбленной методикой было составлять краткие конспекты к вопросам и затем, в последний день-два их повторить. Из таких конспектов можно было еще сделать шпаргалки с незапоминающимся материалом и таким образом обеспечить спокойствие — а это условие хороше работы мозга:) Во время нынешней подготовки, которая действительно требует запоминания большого объема материала, я заметила, что такая подготовка – не самая эффективная. Вся проблема в том, что записываемый материал перекочевывает из книги в конспект, а в голове не задерживается. Что-то, конечно, остается, но этого недостаточно для того, чтобы получить «зачет». В голове остается только то, как это ни прискорбно, что мы поняли и выучили. Как же сделать этот процесс наименее энергозатратным и наиболее эффективным?
  2. Следуйте определенной технике запоминания. Немецкие исследователи предлагают при первичном ознакомлении с материалом следовать правилу 3 шагов. На первом шаге выбирается небольшой отрезок текста, основные мысли из которого можно запомнить сразу. Это может быть один абзац, параграф или страничка – у кого какие способности. Как только его прочитали, нужно сразу его воспроизвести своими словами. Это можно делать устно или письменно. Я теперь именно так составляю конспекты: прочитала отрезок и записала его, не глядя в текст, воспроизвожу своими немецкими словами. Второй шаг – это воспроизвести этот текст еще раз и тут же проверить, правильно ли вы это сделали (это третий шаг). Что самое интересное, такая техника не требует больших затрат энергии, так как вы еще достаточно хорошо помните материал и его воспроизведение не сильно напрягает. Эта техника позволяет погрузить информацию  в оперативную память, но не долгосрочную. Туда информация помещается путем повторений.
  3. Правильное повторение. Если вы готовитесь к экзамену за несколько дней, то будьте уверены, что большая часть информации исчезнет из вашей головы примерно за такое же количество дней, которые вы потратили на обучение, а то и быстрей. Именно поэтому важно планомерное запоминание с регулярным повторением. Есть разные методики такого повторения. Например, способ восьми: повторить прочитанное через 8 часов, потом через 8 дней и через 8 недель. Для моих дырявых мозгов объемов материала этот способ, однако, оказался недостаточно эффективным. Я заметила, что большую часть информации забываю уже через час после прочтения. Как оказалось, это не только у меня такие проблемы. Большинство людей забывают 34% информации уже через полчаса через прочтения, а остальное в течение нескольких дней. Именно поэтому нельзя пропускать правила предыдущего пункта. Лично я читаю материал, затем записываю его своими словами, перед тем как закрыть конспект, прочитываю написанное еще раз. Затем на следующий день перед тем, как приступить к новому материалу, повторяю то, что сделала вчера, а также один из параграфов, который я учила неделю назад. Эта система работает, но она достаточно скучна. Что поможет разнообразить повторение и подготовку к экзамену?
  4. Рассказать своими словами другому человеку. Рассказать своими словами – это самый эффективный способ запоминания. Особенно, если рассказывать не сразу и себе, а в течение дня и кому-нибудь другому. Рассказывать себе и сразу – это для начала, а потом в течение дня – кому-нибудь другому. Конечно, идеально – рассказывать, к примеру, другому студенту, а не усталому мужу, пришедшему с работы домой. Можно рассказывать маленькому ребенку. Вырастет, если не очень умным, то разговорчивым:) В любом случае, если найдете что-то интересно, что можно рассказать – обязательно отметьте про себя  и расскажите.
  5. Необычные способы запоминания. Студенты придумали множество способов запоминания: прыгать на мяче и при этом выкрикивать иностранные слова, которые учишь, напевать текст, который нужно выучить, записать аудио-текст и слушать его перед экзаменом. Для запоминания списков можно разложить отдельные пункты по всей комнате. Первую – на стул, вторую – на диван. Еще эффективнее – связать слова какой-нибудь ассоциацией или картинкой. Можно связывать нужные слова придуманной историей или придумывать необычные абревиатуры (помните “Степка хочет щец. Фи!” для запоминания глухих согласных?). Это требует креативности, но работает очень эффективно.
Читайте также:  Как подобрать амулет для решения конфликтов на работе

Вот вроде и все на сегодня!

Теперь мы знаем, как лучше запоминать и готовиться к экзамену. А какие средства вы используете, если нужно выучить большие объемы материала?

С уважением,

Мария

Источник: http://superhappy.ru/kak-luchshe-zapominat-i-gotovitsya-k-ekzamenu.html

10 секретов успешного запоминания, или вспомнить все перед экзаменом

Хорошая память есть у каждого, просто не все ей умеют пользоваться.

Мозг человека считается самой малоизученной частью организма. Его возможности признаются практически безграничными, так как обратного пока доказать никому не удалось.

Значит, в теории любой из нас может запомнить наизусть не только пару басен Крылова и таблицу умножения, но и любые формулы, правила и другую информацию, даже всю Большую советскую энциклопедию (помните, какая она большая), если потребуется.

А чтобы запоминалось лучше, и знания не растерялись перед экзаменами, нужно делать все по науке. Разные научные исследования помогут повысить процент запоминания, а значит получить хорошую оценку на экзамене.

Правда, от необходимости хорошо подготовиться к экзамену, лучше всего заранее и с помощью хороших преподавателей это не избавляет.

Кстати, как раз сейчас, когда до начала ЕГЭ еще далеко и времени на качественную подготовку достаточно, есть возможность записаться в онлайн-группу школы Тетрика. Целая неделя настоящих результативных занятий бесплатно!

Припомнить все

Чтобы лучше усвоить выученное не нужно зубрить. Достаточно воспользоваться прогрессивной методикой, предложенной американскими учеными, авторами книги «Запомнить все: Усвоение знаний без скуки и зубрежки» Питером Браунжом, Марком Макдэниэлем, Генри Рёдигером. Их метод называется очень просто — «припоминание».

Использовать его желательно по «горячим следам» после изучения определенного материала. Нужно просто закрыть страницу, сайт или даже глаза и хорошенько обдумать полученную информацию, пытаясь сообразить, о чем это было.

После можно даже устроить для себя мини-контрольную, но перед этим обязательно выделить из материала главное — смысловые опорные пункты. Говоря просто, нужно составить план полученной информации.

Потом, как утверждают ученые, когда потребуется извлечь из памяти эту информацию, мозг сперва вспомнит тот самый план, а затем подтянет все, что к нему относится.

Повторение — мать учения

Эта поговорка имеет под собой очень твердую основу. И это подтвердил немецкий психолог Эббингауз, который больше века назад выяснил, что в течение первого часа человек забывает до 60% всей полученной информации. А уже через 10 часов в памяти остается только 35% от изученного. Именно поэтому важно повторять все, что изучили. Но не просто, а с определенными интервалами:

  • первое повторение — сразу после изучения;
  • второе повторение — через 20 минут;
  • третье повторение — через 8 часов;
  • четвертое — через сутки.

Далее, по мере необходимости. Но процент «усвояемости» информации повысится совершенно точно.

Крайнее, но не последнее

Все тот же немецкий исследователь памяти Эббингауз открыл «эффект края». Он выяснил, что человеку проще запомнить информацию, расположенную в начале или конце текста. Это пригодится тем, кто любит писать шпаргалки, да и при конспектировании будет не лишним. Итак, самую важную информацию нужно писать во вступлении и заключении, а в середину можно вставить менее важные сведения.

Писать очень полезно

Ученые давно выяснили, что многие люди лучше запоминают то, что записывают. Именно поэтому многие преподаватели настойчиво рекомендуют конспектировать все, что они говорят, а еще писать шпаргалки при подготовке к экзаменам, будь то ЕГЭ, ОГЭ или обычное устное испытание. Писать, но не брать их с собой. Иначе все может плохо кончиться.

Фантазия — двигатель учения

Важную роль в запоминании играет эмоциональный окрас информации. Поэтому, включайте воображение и представляйте физические и химические формулы в цветах и красках, а теоремы в действии.

Желательно, чтобы фантазии были приятными и положительными. А еще можно фантазировать, а точнее пытаться сделать собственные выводы, развивать заданную тему устно или письменно.

Но, главное, забыть обо всех неправильно сделанных выводах до экзамена. Потому что ошибки приведут к плохому результату.

Читаем и говорим вслух

Как многие люди запоминают лучше то, что напишут сами, так и не менее многие, в числе которых можете оказаться и вы, лучше запоминают то, что читают вслух.

А еще можно декламировать формулы, теоремы и неправильные английские глаголы с разной интонацией и эмоциями. Читайте их каждый раз с разными оттенками, и делайте это до тех пор, пока не запомните все.

А еще можно попросить родных или друзей почитать вам вслух. Это тоже полезно для усвоения материала в памяти.

Пересказ и изложение

Непосредственно перед ЕГЭ или ОГЭ или другим экзаменом желательно пересказать все, что запомнили. Но не в воздух, а кому-то из друзей или близких. И пусть слушатель задает вопросы.Такой пересказ поможет разложить в голове наиболее важную информацию, подготовить данные для ответа и структурировать информацию.

Учеба на ходу

Когда человеку нужно что-то запомнить, он обычно ходит. Это заметили психологи еще в 1978 году, когда исследовали методики изучения иностранных языков.

Можно просто ходить и повторять, а можно читать в разных помещениях. Оказывается, наш мозг лучше воспринимает информацию во время смены места расположения и изменения окружающей обстановки.

Кстати, движение также поможет справится с сонливостью при повторении особо скучного материала.

Ассоциации

Учеными доказано, что многие люди лучше запоминают запахи, чем визуальную или звуковую информацию. Поэтому, при ощущении подобного запаха, в памяти обычно всплывают события, которые ему сопутствовали. При запоминании каких-то важных фрагментов поставьте рядом флакон духов, букет цветов или чашку ароматного кофе. А перед экзаменом воссоздайте эти запахи.

С кулаками на память

Американские ученые из университета Монклера (Нью Джерси) выяснили, что, если крепко сжать правый кулак в момент усвоения информации, она запомниться лучше.

Якобы, в этот момент в мозгу активизируются области, связанные с памятью. Насколько это исследование достоверно, сказать трудно. Но ведь сжимать кулаки напротив, совсем не трудно.

Поэтому, почему бы не проверить эффективность этого способа?

Главное, помните — прежде чем запоминать информацию, ее нужно получить из надежных источников. Лучше всего от опытных преподавателей.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5984d3e67ddde837f2a103e2/5da5b1b405fd9800acd676c2

Как все выучить к экзаменам: 4 мощных приема, которые помогут запомнить даже самый сложный материал

Май-июнь – время экзаменов. А что нужно для их успешной сдачи в первую очередь? Хорошая память! Зрительное воображение, рифмование, ритмизирование и другие техники помогут вам запомнить даже сложную информацию.

Специально для «Летидора» статью подготовил наш постоянный эксперт Сергей Анатольевич Горин, психиатр, психотерапевт, автор одиннадцати монографий по манипуляции сознанием, рекламе, гипнозу и НЛП, создатель русскоязычной модели эриксоновского гипноза. По мнению коллег, Горин – живой классик русского нейролингвистического программирования.

Есть редкие люди, которых природа одарила эйдетической памятью, то есть практически фотографической: увидел – запомнил.

Эти люди-феномены и книги так читают: пролистал быстренько, запечатлел взором, а потом потихоньку достает из памяти и читает не торопясь.

Разумеется, на экзамене они могут извлечь из мозга образ учебника или конспекта и просто процитировать нужную страницу первоисточника. Если ваш школьник именно такой уникум, статью можно пропустить, она не для вас.

Если же вашему выпускнику не повезло и фотографической памяти у него нет, читайте дальше, потому что мы поговорим о мнемонике (искусстве запоминания) и мнемотехнике (приемах запоминания).

Вы будете удивлены, но завязывание узелков на память – самая настоящая мнемотехника, основанная на условных рефлексах.

Работает это так: вы сосредоточенно думаете о чем-то, что надо запомнить/не забыть сделать, и завязываете узел на носовом платке. Потом достаете платок (может быть, случайно), видите узелок на нем и успешно вспоминаете, ради какого действия вы его завязали.

Тот же принцип применялся для зарубок на носу: берете нос (деревянную палочку, которую неграмотный крестьянин НОСил с собой, поэтому она так называется) и, сосредоточенно думая о том, что вам надо запомнить, делаете зарубку. Увидели зарубку – вспомнили, что надо сделать.

Был у носа и другой вариант использования: на нем делалось столько зарубок, сколько мешков пшеницы крестьянин Иван взял в долг у крестьянина Петра. Потом палочку раскалывали надвое вдоль, и у обоих неграмотных участников договора кредитования оставалось доказательство заключения этого договора.

Чтобы научиться плавать, надо плавать, а не читать книжки про обучение плаванию. Чтобы развивать память, надо много запоминать, и чем чаще вы будете нагружать свою память, тем более тренированной она будет для быстрого усвоения новой информации.

Слово «зубрежка» имеет пренебрежительный оттенок значения, а зря.

Читайте также:  Оккультизм: философия учения для начинающих

Зубрежка – это всего лишь многократное повторение текста (даты, телефонного номера), который вы хотите запомнить.

Так что зубрите на здоровье! Стихи, например, вы по-другому и не заучите.

Все, что вы удержали в кратковременной памяти хотя бы 40 секунд, уходит в долговременную, поэтому мы помним по итогу огромный объем информации.

По механизму долгого удержания в кратковременной памяти работает и запоминание учебного материала при конспектировании лекций. Только в этом случае мы задействуем целый комплекс: к слуховой памяти мы подключаем зрительную (таблицы, иллюстрации) и моторную, двигательную (выборочное записывание плюс дополнительное обдумывание тезисов в ходе записи).

Комплекс «слух-зрение-запись» для развития памяти весьма полезен:

люди запоминают только 10 % того, что слышат, 30 % того, что видят, но целых 70 % того, что делают!

  • А записал – значит, сделал. При самостоятельном усвоении материала тоже можно подключить разные виды памяти:
  • • кратко пересказать кому-нибудь прочитанное в учебнике, заранее выделив в тексте самое главное;
  • • сделать небольшой конспект основных тезисов.
  • Правда, в повседневности люди записывают не для того, чтобы запомнить, а для того, чтобы не забыть: «Ага, я это записал, можно не запоминать, лишь бы не забыть, куда записал».
  • Поэтому дополнительное обдумывание материала в ходе записи – важный компонент запоминания.

Постарайтесь придать запоминаемому материалу собственную систему – на этом основана бОльшая часть мнемонических приемов.

Например, практически невозможно запомнить без записи последовательность букв vfvf cibkf vyt infys bp ,th`pjdjq rjhs. Но задание становится до смешного легким, если последовательность иначе систематизирована. В данном случае это фраза «мама сшила мне штаны из березовой коры», набранная русскими буквами при английской раскладке клавиатуры.

Часть материала уже систематизирована до вас, поэтому, готовясь к экзамену, вы можете заучивать не все подряд главы из учебника, а ответы на конкретные экзаменационные билеты.

Школьные и институтские отличники поступают именно так.

Вопросы из билетов не секретны, их содержание обычно вывешивают в институте или школе на доске объявлений, их можно переписать или сфотографировать. Если вы выучили хотя бы половину билетов, вероятность получить пятерку на экзамене почти стопроцентная – теория вероятности на вашей стороне.

К созданию собственных схем систематизации можно отнести следующие простые приемы: рифмование и ритмизирование запоминаемого материала.

Цифры и числа особенно легко запомнить, если они рифмуются.

Вспомните хотя бы начальную школу и таблицу умножения: «пятью пять – двадцать пять» и «шестью шесть – тридцать шесть» запоминаются мгновенно. А вот после «семью семь» так и тянет ответить «сорок семь», хотя правильный ответ «сорок девять».

Автор статьи легко воспроизводит число «пи» (π) до 11-го знака после запятой (что в быту ни разу не понадобилось), потому что еще в школе ему подарили мнемонический стишок:

«Надо только постараться и запомнить все как есть: три, четырнадцать, пятнадцать, девяносто два и шесть. Если больше спросим – пять, три, пять и восемь».

Современные школьники склонны изображать из себя рэперов, выдавая свои глубокие познания речитативом:

«Крепостное право отменили, ду-ду, в тыща восемьсот шисят первом году!»

Впрочем, дополнительное ритмизирование текста, который вам нужно запомнить, при помощи постукивания рукой, притоптывания ногой и покачивания телом в такт речи помогает при заучивании и классических стихотворений, и химических формул, и математических уравнений. Попробуйте!

Именно так, дополнительной ритмизацией, радисты когда-то помогали себе запоминать азбуку Морзе. Усвоить ее зрительно тяжкая нагрузка, но радисты работали на слух, поэтому соотносили отдельные сигналы «точка-тире» с распространенными речевыми и песенными фразами.

Для любого старого радиолюбителя цифра 2 азбукой Морзе – это не 2 точки и 3 тире, не зрительный образ «. . _ _ _»; для него это фраза «я на гоОор-куУу-шлаАа».

Соответственно, цифра 3 – это не 3 точки, 2 тире, не картинка «. . . _ _», а фраза «и-дут-три-браАа-таАа».

Это самая большая группа приемов запоминания, в одной статье описать их все невозможно. Возьмем самые распространенные и простые приемы.

Прием «Улекеле». Описан в одном голливудском фильме.

Преступник обронил листок бумаги, на котором его рукой было написано таинственное слово Ulekele. И вот следователь напряженно думает: что хотел сказать преступник, что означает это слово? Есть музыкальный инструмент укулеле. Если бы на бумажке было это слово, сыщику можно было бы вообще не напрягаться – может, злодей решил музыке обучиться на старости лет?

Но нет, слово написано какое-то неправильное, и путем немыслимого напряжения умственных способностей сыщик догадывается: да ведь преступный элемент просто списал с телефона буквы, которые, как и цифры, написаны на клавишах телефона и могут соответствовать какому-то телефонному номеру из семи цифр!

А номер 8535353 как раз принадлежит жертве – значит, нехороший киллер запоминал ее телефон, чтобы позвонить и узнать, дома ли она! (Мы бы с вами, правда, такой номер и без улекеле запомнили).

Добро торжествует, преступник разоблачен, а зрителю рассказали простую систему запоминания телефонных номеров или последовательности двух дат.

Сложности возникают только с единицей и нулем: на мобильных телефонах клавиши 1 и 0 не снабжены буквами. Придется вводить в слова знак «плюс» (клавиша 0 – это знак + или пробел) и какой-то ваш любимый знак препинания для единицы (клавиша 1 – знаки препинания).

Тогда годы жизни некогда весьма популярного, а ныне все реже цитируемого Владимира Ильича Ульянова-Ленина (1870-1924) будут выглядеть в зашифрованном виде так: @ых+@эби. Если у вас получится что-то более осмысленное, запомнить будет легче.

Прием «Живые цифры». В самом простом виде он описан в рассказе Карела Чапека «Поэт».

Городской поэт, свидетель дорожно-транспортного происшествия не запомнил номер машины, сбившей старушку, но по горячим следам написал стихотворение со строками: «О шея лебедя! О грудь! О барабан и эти палочки – трагедии знаменье!»

Следователь, опрашивая поэта, выяснил, что строки навеяны поэтическим осмыслением цифр: 2 (шея лебедя), 3 (грудь), 5 (круглый барабан и две палочки). При этом сам номер машины поэт не запомнил и назвать его отказался. Номер совершившей наезд на пешехода машины, которую разыскал следователь, действительно был 235.

Для постоянного использования этого мнемонического приема вам следует создать собственный набор образов для цифр.

Например, нужно запомнить, что Колумб открыл Америку в 1492 году.

Предположим, что в вашем личном наборе цифра 1 напоминает двухметровый железный лом, 4 – детскую горку, 9 – слона с хоботом, 2 – ну пусть будет тот же лебедь (или гусь).

Тогда для запоминания даты вы мысленно рисуете видеоролик: Колумб (в роскошной шляпе с пером, для достоверности), держа в руке двухметровый лом, съезжает по детской горке и ударяет по хоботу слона, который мирно беседовал с гусем; и все они хором кричат: «Америка открыта!»

Чем более бессмысленным и нелепо смешным получится ролик, тем лучше он запомнится.

Теперь при слове «Колумб» вы невольно воспроизведете в уме этот маленький фильм, прочитав закодированную в нем дату.

Прием «Римская комната», или Метод Цицерона. Техническая суть метода та же: для запоминания любой абстрактной последовательности слов или понятий вы создаете в воображении собственный видеоролик, в котором все понятия закодированы.

Ключом для кодирования/декодирования становится обстановка вашей комнаты, ее-то вы точно не забудете.

Окидываете взглядом комнату по часовой стрелке: дверь, шкаф, окно, тумбу с телевизором, рабочий стол с компьютером, диван. Здесь 6 предметов, которые вы хорошо помните (или 8, если разделить тумбу с телевизором, а рабочий стол – с компьютером).

Вам надо запомнить 6-8 слов или абстрактных понятий – тезисы выступления, например: папа римский, проблемы ЖКХ, соленая селедка, бодибилдинг, малиновое варенье, пальчиковая батарейка АА.

Создаем мысленный фильм: в дверь заходит римский папа, он натыкается на шкаф, из которого выпрыгивает сантехник с надписью ЖКХ на комбинезоне и с криком «У меня проблемы!» выкидывает в окно соленую селедку и вместе с римским папой смотрит выступление бодибилдеров по телевизору, разливая малиновое варенье на столе с компьютером и выковыривая пальчиковую батарейку из дивана.

«Бред сивой кобылы!» – скажете вы. Да. Поэтому и запомнится. Посмотрите фильм снова, и все понятия всплывут в памяти.

Прием «Цифробуква, цифрослог» берет начало в задаче, которую, по слухам, академик Ландау предлагал аспирантам на экзаменах: «Продолжите последовательность – Р, Д, Т, Ч, П, Ш…»

Решение очень простое, если его знаешь: раз, два, три, четыре, пять, шесть… Правда, по тем же слухам, решивших задачу Ландау в аспирантуру все же не принимал, потому что считал, что решить ее может либо гений, либо идиот.

Гений мог бы проявить себя в работах по физике, которые академику и так известны, а идиоты ему не нужны.

Тем не менее, такой прием запоминания существует: если каждой цифре соответствует буква или слог с этой буквой в начале слога, то они потом образуют слова и фразы, которые запоминаются легче, чем ряд цифр.

Давайте запишем: 1 = Р (раз) или О (один), 2 = Д, 3 = Т, 4 = Ч, 5 = П, 6 = Ш, 7 = С, 8 = В, 9 = Д, 0 = Н.

Обратите внимание, что букве Д соответствуют две цифры: 2 и 9. Поэтому договоритесь с собой, что:

  1. Д означает 2 в любом слоге, кроме слогов с буквами Д и Е (де-, дев-, ден-, древ-, дел- и так далее.), которые твердо отданы цифре 9;

  2. Буквы, не соответствующие написанному ряду цифр, вы можете иногда использовать «для связки слов». Например, слог Ра- означает цифру 1, но слова Ра-Ма и Ры-Ба тоже означают 1, поскольку букв М и Б в начальной цифробуквенной последовательности нет.

Теперь начинаем играть с цифрослогами. «Вы-Трез-Ви-Тель» – 8383, телефонный код Новосибирска. «Во-Ва Чи-Тай» – 8843, код Казани. «Вот-Черт Де-По» – 8495, код Москвы. «Дева Ре-Шай» — 916, очень популярный телефонный префикс (помним, что «дев-» твердо отдано цифре 9, поэтому абстрактную деву мы на два слога не разделяем). «Древ-Ний Рим» – 901, тоже частое начало телефонного номера.

  1. Годы жизни вождя мирового пролетариата (1870 – 1924) в этой системе запоминания прозвучат как «Ой Ва-Ся Ну Рад Де-Ду Чай», а год отмены крепостного права (1861) – «Ой Вы Ши-Ре».
  2. В общем, играйте и получайте удовольствие от запоминания!
  3. Shutterstock.com

Источник: https://letidor.ru/psihologiya/kak-vse-vyuchit-k-ekzamenam-4-moshnykh-priema-kotorye-pomogut-zapomnit-dazhe-samyi-slozhnyi-material.htm

Ссылка на основную публикацию