Тахаджуд дуа: читать текст и делать намаз по сунне пророка

Тахаджуд дуа: читать текст и делать намаз по сунне пророка

В числе рекомендованных для всех мусульман специальных молитв – Ночной тахаджуд намаз является рекомендованной для всех мусульман специальной молитвой, совершаемой глубокой ночью.

Тахаджуд намаз – это сунна, его совершают после обязательной ночной молитвы Иша до совершения обязательной утренней молитвы Фаджр. Мусульманин, который хочет делать эту молитву, должен прервать сон ночью специально в период между полночью и тем временем, когда следует делать намаз Фаджр, и этот период приходится на последнюю третью часть ночи.

Большинство верующих мусульман стараются делать ночной тахаджуд намаз регулярно, сделав его частью своей жизни, несмотря на то, что обязательной эта молитва не является.

Таким способом мусульмане стараются приблизиться ко Всешнему Аллаху, продемонстрировать Ему свою преданность и заработать Его прощение и искупить свои грехи.

Поэтому мусульманину следует особенно тщательно изучить информацию о том, что такое тахаджуд намаз, как совершать эту ночную молитву, особенности совершения и почему следует ее сделать частью своей жизни, несмотря на ее необязательность.

Тахаджуд намаз как совершать

Намаз Тахаджуд можно делать в любую часть ночи, но если есть возможность сделать его в последней трети ночи, то лучше делать именно в этот период, поскольку в последнюю треть ночи Всевышний Аллах, спускаясь на нижнее небо, задает вопросы к верующим, которые обращаются к Нему просьбой, обещая ответить на мольбы верующих, а также обращается к тем, кто просит Всевышнего Аллаха о прощении, обещая простить этому человеку.

Подготовка

Как только будет совершена ночная молитва Иша, мусульманину следует подготовиться ко сну, а также побеспокоиться о том, чтобы проснуться через несколько часов посреди ночи, но это должно произойти до того, как придет время делать утреннюю молитву Фаджр. С этой целью можно поставить будильник и поручить разбудить вас другим членам семьи.

Верующий мусульманин, который проснется в последнюю треть ночи и выполнит тахаджуд намаз, будет услышан Всевышним Аллахом.

Если же мусульманин сделал все для того, чтобы проснуться в это время ночи, но все равно уснул и всю ночь проспал, то не следует себя винить: Всевышнему Аллаху известно, что такие намерения были у верующего, а потому Он в качестве акта милосердия подарил сон Своему рабу.

Возможно вам будет интересно, что делать, если проспал намаз?

Омовение

  • После пробуждения среди ночи, до совершения ночного намаза следует сделать малое омовение или полное омовение.
  • Возможно вам будет интересно узнать о том, что портит омовение.
  • Омовение выполняют в таком порядке, используя чистую воду:
  • умывают лицо;
  • моют руки: начиная с кистей до локтей;
  • моют, вытирают голову или совершают масх;
  • моют ноги до щиколоток.

Место молитвы

Совершать тахаджуд намаз следует в месте тихом и чистом, чтобы это место было достойно того, что в нем совершалась молитва и произносилось имя Всевышнего Аллаха. Следует сесть на молитвенный коврик так, чтобы лицо молящегося было обращено к Мекке, к Святой Каабе. Это делается и во время обязательных молитв.

Концентрация на молитве

Перед совершением молитвы тахаджуд ночью следует из своего сердца отпустить все мирские дела и проблемы, поскольку во время совершения намаза тахаджуд важно думать только о Всевышнем Аллахе и сосредоточиться на намазе, который мусульманин собирается делать.

Во время совершения ночного тахаджуд намаза следует успокоиться, игнорировать любые события, негативными или позитивными ли они будут, не следует отвлекаться – важно сосредоточиться, можно для этого закрыть глаза, и только так можно достигнуть состояния повышенного сознания духовного.

Как делать тахаджуд намаз

Сначала следует произнести про себя о своем намерении делать намаз тахаджуд, а также определиться, как именно вы будете завершать молитву и почему вы собираетесь совершить ночью намаз: чтобы прославить Всевышнего Аллаха или для того, чтобы просить прощения у Него. Это заявление вслух не говорят: Всевышнему Аллаху прекрасно известны ваши мысли и намерения – вам следует сделать их явными для самого себя.

Тахаджуд совершают, повторяя несколько циклов или ракаатов намаза, так же как и во время обязательной молитвы. Ракааты тахаджуда выполняют парами, поэтому молящемуся необходимо с самого начала решить, сколько ракаатов он выполнит. Начинается чтение тахаджуда с выполнения двух ракаатов.

В тахаджуд намазе совершается также как и любой другой намаз с выполнением всех необходимых рукнов (столпов) молитвы.

Ракааты мусульманин может повторять так, как он пожелает – два раката составляют минимум того, что необходимо выполнить, чтобы намаз тахаджуд был совершен надлежащим образом. Но можно повторять ракаты четыре раза или столько раз, сколько молящийся посчитает нужным.

Хадисы гласят, что для Посланника Аллаха ﷺ было обычным делом повторять ночью во время совершения тахаджуда до тринадцати ракаатов. Для основного числа мусульман восемь ракаатов считают большим количеством, но они повторяют часто два ракаата, четыре, а также шесть или восемь.

Во время тахаджуда молящийся может читать любые суры и аяты из Священного Корана.

Высоко оценивается, если мусульманин читает длинные суры – такими являются Ан-Ниса, Аль-Бакара или Аль-Имран, и, если мусульманин только иногда прибегает к ним, это все равно дает ему неоспоримые преимущества.

Как рассказано в хадисах, Пророк Мухаммад ﷺ, заметив, что в то время, как он читал тахаджуд ночью, приблизился рассвет, закончил ночной намаз, прочитав только в качестве витра или обязательной предрассветной молитвой, а витр обязательно должен быть произнесен перед Фаджром в один ракаат. Завершается намаз-тахаджуд витром, при условии, что молящийся не прочитал витр после намаза иша, можно совершить как два ракаата плюс один ракаат витр-намаза, так и отдельно один ракаат витр-намаза.

После ракаатов мусульманин может добавить свою молитву, а когда мусульманин завершит те ракааты, которые были им отведены для тахаджуд намаза, он может добавить любую молитву, но она должна быть искренней, полной преданности и уважения к Всевышнему Аллаху. В этой молитве верующий может обратиться к Всевышнему за помощью или выразить Аллаху дополнительную благодарность, вознести хвалу Аллаху или попросить у него руководства в своих проблемах.

Любая молитва, которая совершается мусульманином, каждая просьба будет услышано Аллахом, и Он ответит.

Если мусульманин слишком устал, то он может не читать молитву для завершения тахаджуда ночью, а вернуться в постель, поскольку молитва тахаджуд прерывает нормальный сон человека, и для него вполне нормально ощущать усталость. Всевышний отметит, что верующий был полон готовности совершить намаз тахаджуд, но силы оставили его, и мусульманин не должен испытывать стыда относительно этого.

Коран и хадисы о тахаджуде

Тахаджуд дуа: читать текст и делать намаз по сунне пророка

О ночном намазе можно прочитать в отрывках Священного Писания и хадисах, если мусульманин стремится понять, насколько уникальна и важна молитва тахаджуд. Во все периоды развития исламской науки ученые неоднократно обсуждали вопросы соблюдения тахаджуд намаза.

В Книге 21 Сахих аль Бухари есть семьдесят хадисов, которые описывают то, какие правила следует соблюдать при совершении тахаджуд намаза. Супруга Пророка Мухаммада ﷺ Аиша в одном из хадисов говорила: «Не оставляйте ночной намаз, ведь поистине Посланник Аллаха (мир ему) никогда не оставлял тахаджуд-намаз. Даже в случае болезни или слабости он совершал тахаджуд сидя».

В Коране относительно тахаджуд намаза сообщается несколько раз, в сурах 17-79, 39-9 и 73-20.

В аяте суры «Аль-Исра» сказано: «Бодрствуй часть ночи, читая Коран во время дополнительных намазов. Быть может, Господь твой возведет тебя на Достохвальное место».

В суре «Ас-Саджда» Корана сказано: «Они отрывают свои бока от постелей, взывая к своему Господу со страхом и надеждой, и расходуют из того, чем Мы их наделили. Ни один человек не знает, какие услады для глаз сокрыты для них в воздаяние за то, что они совершали».

Побуждение себя и своей семьи к ночной молитве

Мусульманину следует размышлять о том, как будет совершать тахаджуд намаз его семья. Пророк Мухаммад ﷺ советовал совершать тахаджуд намаз супругам совместно, как он ﷺ совершал эту молитву ночью вместе со своей женой Аишей.

Мусульманин должен с осторожностью относиться к тому, как он будет приучать своих детей старше десяти лет к совершению тахаджуд намаза, ведь не всегда маленький или более взрослый ребенок сможет вставать среди ночи для того, чтобы совершить его – в этом случае ругать или наказывать ребенка не следует, и так же следует отнестись к тем членам семьи, которые нуждаются в полноценном ночном сне и не могут вставать для совершения молитвы – такими людьми могут быть маленькие дети и пожилые члены семьи, а также те члены семьи, которые на данный момент страдают от недомоганий или болезней.

В качестве примера выполнения тахаджуд намаза, следует брать совершение молитвы Пророком Мухаммадом ﷺ – его методы и являются тем самым идеалом, который поможет мусульманину стать ближе ко Всевышнему Аллаху.

Тахаджуд намаз должен стать частью повседневной жизни мусульманина, хоть молитвой обязательной он и не является, то есть мусульманину не следует чувствовать так, будто он обязан ее читать. Но большое число мусульман практикуют данный намаз постоянно.

Достоинства молитвы тахаджуд

Тахаджуд дуа: читать текст и делать намаз по сунне пророка

Для верующего лучшим способом поклонения Всевышнему Аллаху является намаз, а искреннее поклонение Всевышнему является лучшим из тех деяний, что могут совершить верующие. И если мусульманин желает приблизиться к Всевышнему, он не должен ограничиваться обязательными намазами. Выполняя дополнительные нафиль-намазы, к которым относится и тахаджуд намаз, мусульманин приближается к Всевышнему и к тому, чтобы обрести Его довольство. Пророк Мухаммад ﷺ называл тахаджуд намаз сунной, «лучшим из дополнительных намазов».

В хадисах сказано, что верующего, который совершает ночной тахаджуд намаз, Всевышний Аллах наделит всевозможными благами мирской жизни:

  • он будет храним от бед и грехов;
  • на лице отразится след подчинения Господу;
  • сердца всех праведников в мире будут любить его, как любить его будут и все люди на земле;
  • с языка такого человека будет исходить мудрость, поскольку Всевышний Аллах одарит его пониманием и сделает мудрым;
  • верующему мусульманину, который совершает намаз тахаджуд регулярно, будут посланы Всевышним блага вечной жизни: когда он воскреснет, его лицо будет озаряться светом. В Судный День его отчет, когда Аллах будет вершить его дальнейшую судьбу, будет поистине легким. В Судный День, когда настанет момент подать Книгу деяний, она будет дана в правую руку.

В одном из хадисов Пророка Мухаммада ﷺ сказано, что Аллах любит троих людей, которым Он улыбается и дарит радостные вести.

Первый из этих людей – человек, который «борется позади группы, которая спасается бегством и поступает так со своей душой ради Аллаха, независимо от того, убьют его, или ему поможет Аллах, и он победит».

Всевышний Аллах говорит о таком человеке: «Посмотрите на моего раба, который терпелив со своей жизнью ради Меня».

Второй из этих людей – мусульманин, имеющий красивую жену и мягкую постель, но который поднимается ночью, вспомнив Аллаха, хотя мог бы продолжить спать, если бы захотел. Третий из людей – это тот, кто «путешествует с группой, и они двигаются, бодрствуя ночью, и затем ложатся спать, а он все еще совершает молитву усердно или непринужденно».

Источник: https://medinaschool.org/library/creed/namaz/tahadzhud-namaz

Намаз тахаджуд

Тахаджуд дуа: читать текст и делать намаз по сунне пророкаНОЧНОЕ СОКРОВИЩЕ

«Они отрывают свои бока от постелей, взывая к своему Господу со страхом и надеждой, и расходуют из того, чем Мы их наделили. Ни один человек не знает, какие услады для глаз сокрыты для них в воздаяние за то, что они совершали.» (Коран, 32:16-17)

Одним из 13-ти признаков рабов Аллаха (Ибадур-Рахман) является то, что они «…проводят ночи, падая ниц и стоя перед своим Господом (т.е. в тахаджуд-намазе).» (Коран, 25:64)

Выполнение нафль-намаза (тахаджуд) поздней ночью было постоянной практикой Посланника Аллаха (صلى الله عليه و سلم).

Госпожа Аиша (رضى الله عنها) говорила: «Не оставляйте ночной намаз, ведь поистине, Посланник Аллаха (صلى الله عليه و سلم) никогда не оставлял тахаджуд-намаз.

В случае болезни или слабости он совершал тахаджуд сидя.» (Сунан Аби Давуд, хадис №1301; Сахих ибн Хузайма, хадис №1137)

Тахаджуд также был неотъемлемой частью жизни сподвижников (رضوان الله تعالى عليهم اجمعين ), которые были отважными воинами днем и искренне молящимися ночью.

Посланник Аллаха (صلى الله عليه و سلم) побуждал умму совершать тахаджуд. Факихи установили, что тахаджуд — самый значимый из всех нафль-намазов. (Тахтави, стр.393)

Господин Абу Умама (رضي الله عنه) передал следующие слова Посланника Аллаха (صلى الله عليه و سلم) :
«Помните о ночном намазе (тахаджуд), ведь поистине:
1) он практиковался праведниками, жившими до вас,
2) это способ достижения близости к вашему Господу,
3) он является искуплением грехов,
4) он служит защитой от непослушания.»
(Сунан ат-Тирмизи, хадис №3549, Сахих ибн Хузайма, хадис №1135)

В других хадисах Посланник Аллаха (صلى الله عليه و سلم) описал тахаджуд как:
5) лучший из всех намазов после обязательных,
6) честь для истинно верующего,
7) причину чрезвычайного довольства Аллаха,
8) способ для легкого попадания в рай,
9) защиту от болезней.
(ат-Таргиб, том 1, стр. 423-435)

Алимы говорили, что одним из многих достоинств тахаджуд-намаза является то, что он озаряет нуром (божественным светом) лицо того, кто совершает его, и защищает его от ужасов Судного Дня.

Мать пророка Сулеймана (عليه السلام) советовала своему сыну: «О, сын мой! Не трать много времени на ночной сон, ведь он является причиной бедности человека в Судный День.

» (Сунан ибн Маджа, хадис №1332)

Лучшим временем для совершения тахаджуд-намаза является вторая половина ночи (до утренней зари). В течение последней трети ночи Всемогущий Аллах принимает дуа и возвещает: «Кто станет просить меня (о чем-нибудь), чтобы Я даровал ему это? Кто станет молить меня о прощении, чтобы Я простил его?» (Сахих аль-Бухари, хадис №1145)

Комментируя благоприятность этой части ночи, хафиз ибн Раджаб аль-Ханбали (р.а.) говорил: «Это лучшее время для намаза, в это время раб ближе всего к Аллаху, врата небес открыты, а дуа принимаются Всевышним Аллахом». (Латаифуль Магариф, стр. 56)

Читайте также:  Гадание на желание и его исполнение: сбудется или нет

Имам Ахмад ибн Харб (р.а.) сказал: «Удивляет состояние того, кто, зная, что над ним украшают рай, а под ним разжигают ад, продолжает спать между ними.» (аль-Матджарур рабих, стр. 130)

Тем не менее, если кто-то не в состоянии проснуться в эту часть ночи, он может совершить ночной намаз (тахаджуд) в любое время после иша-намаза. Посланник Аллаха (صلى الله عليه و سلم) сказал: «Все, что совершается после иша, считается ночным (т. е. будет считаться тахаджудом)» (ат-Таргиб, том 1, стр. 430; Шами, том 2, стр. 24)

К тому же, некоторые сахабы (رضي الله عنهم) совершали тахаджуд перед сном. (Ибн Аби Шайба, хадис №6679). При этом следует помнить, что совершать витр-намаз последним, т.е.

после тахаджуд-намаза, — мустахаб. (Сахих аль-Бухари, хадис №998; Шами, том 1, стр. 369)

Но в месяц Рамадан витр необходимо совершить с джамаатом, даже если собираетесь совершить тахаджуд позже.

(Маракиль Фалях, стр. 386)

Тот, кто не уверен в том, что проснется ночью, должен совершить витр перед сном. При этом, если он проснулся ночью, он может совершить тахаджуд, но витр повторять не надо (Шами, том 1, стр. 369). Можно совершать до 12-ти ракаатов тахаджуда. (Миркат, том 3, стр. 238)

Наступление Рамадана предоставляет идеальную возможность для того, чтобы эта выдающаяся сунна нашего любимого наставника (صلى الله عليه و سلم) прочно вошла в нашу жизнь.
Источник: askimam.ru

МОЛИТВА ТАХАДЖЖУД: ЕЕ ОПИСАНИЕ И ДОСТОИНСТВА

ВОПРОС:Не могли бы вы пояснить некоторые детали относительно молитвы тахаджжуд? Каковы ее достоинства? Как ее следует выполнять?
 

ОТВЕТ:

Всевышний Аллах сказал:
«Выполняй обряд молитвы с того момента, когда солнце начинает склоняться с середины неба к западу, и продолжай до наступления темноты. Проснись ночью и встань на молитву по доброй воле своей в дополнение к пяти обязательным, прося Аллаха дать тебе достойное и славное место в другой жизни»1.
Он также сказал:

«Те, которые оставляют свои ложа, чтобы поклоняться Аллаху»2.
Всемогущий также сказал:

«Они спали только малую часть ночи, большую же её часть они посвящали поклонению Аллаху»3.

Хадисы о ночной молитве

Абу Хурайра сообщает, что Посланник Аллаха сказал: «Лучшая молитва после обязательных молитв — это ночная молитва» (Муслим).
Абу Хурайра сообщает, что Посланника Аллаха спросили: «Какая молитва является самой добродетельной после обязательных молитв?» Он ответил: «Молитва глубокой ночью» (Муслим, Абу Дауд, Тирмизи, Насаи, Ибн Маджа).
Абдуллах ибн Салям сообщает, что Посланник Аллаха сказал: «О люди! Распространяйте мир, кормите других, поддерживайте семейные связи и обращайтесь ко Всевышнему ночью, когда остальные (люди) будут спать, и вы войдете в Рай безопасно» (Тирмизи, Хаким).

Абу Умама аль-Бахили передает, что Посланник Аллаха сказал: «Придерживайтесь ночной молитвы, потому что это путь праведности для вас, путь приближения к вашему Господу, искупления неправильных поступков и щит от греха» (Тирмизи и другие). В других передачах есть дополнение: «…и она ограждает тело от болезней».
Ибн Масуд сказал: «Преимущества ночной молитвы перед дневной подобны преимуществам тайной милостыни перед явной» (Табарани).
Ученые объясняют, что эти хадисы относятся к добровольным молитвам.

Определение ночной молитвы и тахаджжуда

Ночная молитва — это любая молитва, совершаемая после времени молитвы Иша. Время для совершения ночной (тахаджжуд) молитвы оканчивается с окончанием времени Иша и временем наступления намаза Фаджр. Поэтому любые добровольные молитвы, совершаемые после наступления времени намаза Фаджр не считаются ночными молитвами (тахаджжуд).

Имам Саффарини, ханбалитский факих и суфий, объясняет в своем «Шарх Мандумат аль-Адаб»:

«Ночные молитвы превосходят дневные, поскольку они совершаются скрыто — и поэтому они более искренние. Праведные предшественники (саляфы) очень старались скрывать свои тайные поступки (имеются в виду поступки, совершаемые между ними и Аллахом).

Хасан аль-Басри сказал: «Обычно бывало, если у человека были гости, которые оставались у него, то он молился ночью так, чтобы гости не знали (об этом)».
И потому еще ночные молитвы превосходнее, что ночная молитва тяжелее для низкой сущности человеческого нафса.

Ведь ночь — это время отдыха от дневных забот, так что отказываться от сна, несмотря на то, что нафс хочет спать, — это великая битва (муджахада). Некоторые сказали: «Лучшая работа — это та, которую ты заставляешь выполнять свой нафс».

И это еще потому, что чтение Корана ночной молитве более сосредоточено, потому что те вещи, которые занимают сердце днем, в большинстве своем ночью отсутствуют, так что сердце человека не отвлекается и вместе с языком занято поминанием.

Ведь Всевышний Аллах сказал: «Поистине, поклонение Аллаху в ночные часы прочнее в сердце, отчётливее в словах, правильнее и сосредоточеннее в чтении, чем поклонение в дневные часы. Ведь днём ты занят житейскими хлопотами, заботой о передаче Послания (своего Господа), поэтому ты освободись и посвяти ночь поклонению своему Господу»4.

Именно поэтому нам было велено читать Коран в ночной молитве размеренным чтением (тартиль).
И это потому что ночная молитва служит щитом от греха.
И это потому что время ночного бдения является лучшим временем для добровольного поклонения и молитвы и наиболее приближает раба к его Господу.

И потому что в это время врата неба открываются, просьбы принимаются, и нужды тех, кто просит, выполняются.
Аллах хвалит тех, кто просыпается ночью для поминания Его, мольбы, поиска Его прощения и взывания к Нему, говоря:
 

«Те, которые оставляют свои ложа, чтобы поклоняться Аллаху, богобоязненно и смиренно моля Его, боясь Его гнева и желая Его Милости, и которые дают на благодеяния и милости из имущества, дарованного им Нами.

И ни одна душа не ведает, что скрыто от них из прекрасных, радостных благ, уготованных Аллахом для этих верующих в воздаяние и награду за то добро, которое они вершили, и за повиновение Ему»5.

И Он сказал:

«Те, кто просит прощения в ночные часы»6.
И:

«Рабы Милостивого — те, которые скромны в земном мире, ходят спокойно и с достоинством и таким же образом ведут себя во всех своих делах. Когда глупцы из многобожников-невежд порицают их, они оставляют их, говоря: Мы не имеем с вами никакого дела.

Нам было приказано говорить вам: Мир! Это — те, которые проводят ночи в поклонении Аллаху, падая ниц и многократно поминая Аллаха в своих молитвах»7.

Аллах отрицает всякое подобие между теми, кто молится ночью и теми, кто не делает этого:
«Неужели богобоязненный, который поклоняется Аллаху в часы ночи, падая ниц или стоя, боясь будущей жизни и надеясь на милость Аллаха, подобен тому, кто обращается к Аллаху в беде и забывает Его в счастье?! Скажи им, о Мухаммад: Разве те, которые знают права Аллаха и поклоняются Ему Единому, уверовав в единобожие, равны тем, которые не знают, ибо они не смотрят и не раздумывают над знамениями Аллаха? Лишь только обладатели здравого ума приемлют знамения и наставления»8».

Саффарини, «Гида аль-Альбаб шарх Мандумад аль-Адаб»

Подробности относительно молитвы тахаджжуд
 

Имам Абу Саид аль-Хадими сказал: «Существует единогласное мнение ученых (иджма), что среди добровольных деяний лучшей является ночная молитва (ночное бдение)» (Аль-Барика аль-Махмудийя шарх ат-Тарика аль-Мухаммадийя).
Ученые вывели из Корана и хадисов Пророка следующее:
1. Местом для намерения является сердце, и оно (намерение) имеет два аспекта:
 

  • Намерение на то, что вы собираетесь совершать (на молитву тахаджуд).
  • Намерение, почему вы собираетесь это сделать (ради Аллаха).

Минимальное из того, что достаточно (сказать) для всех суннат и нафиль намазов, — это просто выразить намерение совершить молитву, хотя лучше всего уточнить, что вы совершаете определенную молитву сунны, на которую вы делаете намерение (к примеру, на тахаджжуд или духа).
2. Минимальное количество ракаатов ночной молитвы — 2 ракаата (Хиндийя, цитируя Фатхуль-Кадир).
3.

Оптимально рекомендуемое количество ракаатов — 8 ракаатов, потому что это была обычная практика Посланника Аллаха .
4. Более продолжительное чтение (Корана в молитве) предпочтительнее большего числа ракаатов молитвы (Хаскафи, Дурр аль-Мухтар; Ибн Абидин, Радд аль-Мухтар).
5.

Если вы делите ночь на три части, то последняя треть является самой лучшей для молитвы (Хаскафи, Дурр аль-Мухтар).
6. Если вы разделяете ночь пополам, то последняя часть является лучшей для молитвы (там же).
7.

Наиболее предпочтительно делить ночь на шесть частей, следует спать в первые три части, поклоняться и совершать молитву тахаджжуд в четвертую и пятую части, затем спать в шестую часть, так как это салят Дауда (Умдат аль-Фикх).
8. Добровольная (нафиль) молитва ночью более предпочтительна, чем добровольная молитва в течении дня.

Однако наиболее полная награда в аятах Корана и хадисах Пророка относится к тому поклонению, которому предшествовал сон. Это также понятно из лингвистического значения слова «тахаджжуд», которое обозначает борьбу со сном (Ибн Абидин, Радд аль-Мухтар, цитируется Ибн Амиром Хадж в «Хальба»).
9.

Ибн Нуджайм и Хаскафи, оба относят ночную молитву к рекомендованным (желательным действиям) (Бахр аль Раик, Дурр аль-Мухтар, выбрано в «Аль-Фатава аль-Хиндийя»). Однако Камаль ибн аль-Хумам, блестящий муджтахид, который был величайшим ханафитским факихом в последней части исламской истории, колебался между желательной и достоверной сунной.

Это потому что хадисы указывают на рекомендованную (желательную сунну), а продолжительная практика Пророка Мухаммада , казалось бы, указывает, что это строгая сунна. Это было также выбрано учеником Ибн аль-Хумама, Ибн Амиром Хадж в «Хальба» (Ибн Абидин, Радд аль-Мухтар).
10. Нехорошо оставлять ночную молитву тому, кто имел привычку ее совершать, если у него нет оправдания.

Пророк Мухаммад сказал Ибн Умару : «О Абдуллах, не будь похож на такого-то. Он имел привычку молиться ночью и оставил это» (Бухари и Муслим).

Поэтому нужно совершать такое количество деяний, которое ты можешь выполнить, так как Посланник Аллаха сказал: «Самыми любимыми деяниями для Аллаха являются наиболее постоянные, даже если их немного» (там же) (Ибн Абидин, Радд аль-Мухтар, из «Хальба» Ибн Амира Хаджа).
11. Желательно начинать ночную молитву с двух коротких ракаатов, потому что в хадисе от Абу Хурайры сообщается, что Пророк Мухаммад сказал: «Если вы встаете ночью для молитвы, начинайте с двух коротких ракаатов» (Муслим, Ахмад, Абу Дауд).
12. Просьбы (мольбы) глубокой ночью принимаются, как упоминается в хадисах.
Некто сказал Ибн Масуду : «Я не могу молиться ночью». Он ответил: «Твои грехи отвращают тебя от этого».

И Аллах знает лучше.

This post has been viewed 26856 times.

Источник: http://madrasah2.ru/chitalnyiy-zal/namaz-tahadzhud

Когда истекает время намаза Тахаджуд, и как Пророк, салляЛлаху аляйхи уа салям, совершал этот намаз?

Вопрос:У меня вопрос относительно намаза Тахаджуд: я слышал, что лучшее время для поклонения – это вторая часть ночи.

Это время непосредственно перед Фаджр намазом или за несколько часов до его наступления? И ложился ли спать Пророк, салляЛлаху аляйхи уа салям, совершив Тахаджуд намаз, перед тем, как встать снова на утренний намаз или же он совершал Тахаджуд вплоть до наступления Фаджр намаза? Разъясните мне, пожалуйста, об этом намазе, поскольку он описывается как один из наиболее вознаграждаемых Аллахом Субхана уа Таъаля деяний.

  • Ответ:  
  • С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного.
  • Ассаляму аляйкум уа рахматуЛлахи уа баракатуху!

Время Тахаджуд намаза продолжается до наступления Субах ас-Садык (рассвет). То есть, до времени наступления намаза Фаджр[1].

Посланник Аллаха, салляЛлаху аляйхи уа салям, совершал намаз Тахаджуд в разные части ночи. Иногда он ложился спать и совершал намаз в начале ночи, иногда в середине ночи, а иногда в последней части ночи. Ниже в хадисе описывается, как Пророк, салляЛлаху аляйхи уа салям, совершал его:

عَنْ كُرَيْبٍ، مَوْلَى ابْنِ عَبَّاسٍ أَنَّ عَبْدَ اللَّهِ بْنَ عَبَّاسٍ، أَخْبَرَهُ أَنَّهُ، بَاتَ لَيْلَةً عِنْدَ مَيْمُونَةَ زَوْجِ النَّبِيِّ صلى الله عليه وسلم وَهِيَ خَالَتُهُ فَاضْطَجَعْتُ فِي عَرْضِ الْوِسَادَةِ، وَاضْطَجَعَ رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم وَأَهْلُهُ فِي طُولِهَا، فَنَامَ رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم حَتَّى إِذَا انْتَصَفَ اللَّيْلُ، أَوْ قَبْلَهُ بِقَلِيلٍ أَوْ بَعْدَهُ بِقَلِيلٍ، اسْتَيْقَظَ رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم فَجَلَسَ يَمْسَحُ النَّوْمَ عَنْ وَجْهِهِ بِيَدِهِ، ثُمَّ قَرَأَ الْعَشْرَ الآيَاتِ الْخَوَاتِمَ مِنْ سُورَةِ آلِ عِمْرَانَ، ثُمَّ قَامَ إِلَى شَنٍّ مُعَلَّقَةٍ، فَتَوَضَّأَ مِنْهَا فَأَحْسَنَ وُضُوءَهُ، ثُمَّ قَامَ يُصَلِّي‏.‏ قَالَ ابْنُ عَبَّاسٍ فَقُمْتُ فَصَنَعْتُ مِثْلَ مَا صَنَعَ، ثُمَّ ذَهَبْتُ، فَقُمْتُ إِلَى جَنْبِهِ، فَوَضَعَ يَدَهُ الْيُمْنَى عَلَى رَأْسِي، وَأَخَذَ بِأُذُنِي الْيُمْنَى، يَفْتِلُهَا، فَصَلَّى رَكْعَتَيْنِ، ثُمَّ رَكْعَتَيْنِ، ثُمَّ رَكْعَتَيْنِ، ثُمَّ رَكْعَتَيْنِ، ثُمَّ رَكْعَتَيْنِ، ثُمَّ رَكْعَتَيْنِ، ثُمَّ أَوْتَرَ، ثُمَّ اضْطَجَعَ، حَتَّى أَتَاهُ الْمُؤَذِّنُ، فَقَامَ، فَصَلَّى رَكْعَتَيْنِ خَفِيفَتَيْنِ، ثُمَّ خَرَجَ فَصَلَّى الصُّبْحَ‏.‏

Передают со слов АбдуЛлаха ибн Аббаса, радыйаЛлаху ъанхума, что однажды он остался  на ночь в доме у своей тети Маймуны, радыйаЛлаху ъанха, жены Пророка, салляЛлаху аляйхи уа салям.

[Абдуллах ибн Аббас, радыйаЛлаху ъанхума, сказал:] «Я улегся поперек постели, а Посланник Аллаха, салляЛлаху аляйхи уа салям, со своей женой – вдоль нее. И Посланник Аллаха, салляЛаху аляйхи уа салям, спал примерно до середины ночи, а затем проснулся и сел, потирая следы сна с его лица руками.

Затем он  прочитал последние десять аятов суры аль-Имран, встал к подвешенному [к потолку] бурдюку с водой и совершил омовение. Это было идеальное омовение, а затем он встал для совершения молитвы. Я также встал и совершил все то же, что и он.

А затем я встал рядом с ним, он положил свою правую руку мне на голову, поймал правое ухо и слегка покрутил его.

Он молился два ракаата, затем еще два ракаата, затем еще два ракаата, затем еще два ракаата, затем еще два ракаата, и затем еще два ракаата  (6 отдельных намазов по 2 ракаата), и в конце один ракаат [витр]. Затем он снова лег в постель [и лежал], пока к нему не пришел муадзин. Тогда он совершил 2 ракаата намаза, а затем вышел [из дома] и провел молитву Фаджр [в мечети]». (Бухари, 183)

Читайте также:  Гаятри мантра: перевод и значение священного текста

Следующий хадис указывает, что Посланник Аллаха, салляЛлаху аляйхи уа салям, вставал для совершения Тахаджуд намаза в разное время, в зависимости от ситуации:  

حَدَّثَنَا حُسَيْنُ بْنُ يَزِيدَ الْكُوفِيُّ، حَدَّثَنَا حَفْصٌ، عَنْ هِشَامِ بْنِ عُرْوَةَ، عَنْ أَبِيهِ، عَنْ عَائِشَةَ، قَالَتْ إِنْ كَانَ رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم لَيُوقِظُهُ اللَّهُ عَزَّ وَجَلَّ بِاللَّيْلِ فَمَا يَجِيءُ السَّحَرُ حَتَّى يَفْرُغَ مِنْ حِزْبِهِ ‏.

Передается от Айши, радыйаЛлаху ъанха, что Аллах Субхана уа Таъаля поднимал Посланника Аллаха, салляЛлаху аляйхи уа салям, ночью. А когда наступал рассвет, он уже завершал свое ежедневное чтение. (Абу Дауд,1316)

Во всяком случае, как упоминается выше, известно, что Посланник Аллаха, салляЛлаху аляйхи уа салям, ложился спать, и затем вставал для совершения Тахаджуд намаза[1].

А Аллах Субхана уа Таъаля знает лучше.

[1] (والوتر إلى آخر الليل لمن يثق بالانتباه) أي ندب تأخير الوتر إلى آخر الليل إذا كان يثق من نفسه أنه ينتبه ليصلي ليكون الوتر ختما لقيام الليل كله لقوله — عليه الصلاة والسلام — «اجعلوا آخر صلاتكم من الليل وترا» رواه البخاري ومسلم وغيرهما فإن لم يثق بالانتباه أوتر قبل النوم لحديث جابر أنه — عليه الصلاة والسلام — قال «أيكم خاف أن لا يقوم من آخر الليل فليوتر، ثم ليرقد ومن وثق بقيام من آخر الليل فليوتر من آخره فإن قراءة آخر الليل محضورة وذلك أفضل» رواه مسلم (تبيين الحقائق ج1 ص84 امدادية) فتاوى محمودية ج5 ص351 فاروقية

[2] (قوله ولو جعله أثلاثا إلخ) أي لو أراد أن يقوم ثلثه وينام ثلثيه فالثلث الأوسط أفضل من طرفيه لأن الغفلة فيه أتم والعبادة فيه أثقل ولو أراد أن يقوم نصفه وينام نصفه فقيام نصفه الأخير أفضل لقلة المعاصي فيه غالبا وللحديث الصحيح «ينزل ربنا إلى سماء الدنيا في كل ليلة حين يبقى ثلث الليل الأخير، فيقول: من يدعوني فأستجيب له؟ من يسألني فأعطيه من يستغفرني فأغفر له» ومعنى ينزل ربنا ينزل أمره كما أوله به الخلف وبعض أكابر السلف، وتمامه في تحفة ابن حجر، وذكر أن الأفضل من الثلث الأوسط السدس الرابع والخامس للخبر المتفق عليه «أحب الصلاة إلى الله تعالى صلاة داود، كان ينام نصف الليل ويقوم ثلثه وينام سدسه» . اهـ. وبه جزم في الحلية. (رد المحتار، ج 2، ص 24-25،سعيد)

Источник: https://azan.ru/maqalat/read/kogda-istekaet-vremya-namaza-tahadzhud-i-kak-prorok-sallyAllahu-7275

Молитва (намаз) Тахаджуд

Тахаджуд [1] — (с араб.) дополнительная ночная молитва, совершаемая после сна.

Этот намаз не является обязательным сунной (муаккяда), но может совершаться в качестве дополнительного (нафиля) к намазам-фардам.

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) изрек: «Наилучшей молитвой, после пяти обязательных, является молитва ночи» [2].

В другом случае Пророк уточнил: «Все те [молитвы], что [совершаются] после ночной молитвы (‘Иша’), относятся к молитве ночи» [3].

Также посланник Всевышнего оставил завет: «Выполняйте молитву ночи! Воистину, это — признак праведников, приближение к Господу, искупление грехов ваших и удаление от прегрешений» [4].

Количество ракяатов этой молитвы — от двух до восьми (по желанию молящегося).

Время Тахаджуда наступает после обязательной ночной молитвы (‘Иша’) и длится до появления зари.

Желательно меньше времени уделять сну и больше молиться в следующие ночи: праздничные — за ночь до праздника разговения (Ураза-байрам) и праздника жертвоприношения (Курбан-байрам); последние десять ночей месяца Рамадан; десять ночей до праздника жертвоприношения (первые десять ночей месяца Зуль-хиджа); ночь середины месяца Ша‘бан (Ляйлятуль-бара’а) [5]; ночь на день ‘Ашура’ (десятое число Мухаррама). Есть хадисы, подчеркивающие особенность этих ночей и желательность совершения в это время дополнительных молитв.

Коллективное совершение молитвы Тахаджуд является канонически порицаемым, ибо ни пророк Мухаммад, ни его сподвижники не совершали эту молитву в джама‘ате (коллективно) [6].

И еще один хадис: «Каждую ночь «опускается» Господь [проявлением милости, прощения и безграничной мощи] на нижнее небо по прошествии первой трети ночи [7]. Восклицает Он: «Я — Властелин! Есть ли взывающий [ко Мне]? Я отвечу ему. Есть ли просящий у Меня? Я дам ему. Есть ли кающийся, чтобы Я мог простить его?» И продолжается это до начала зари» [8].

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’. С. 149. Глагол «тахаджада», от которого происходит данное слово, означает «просыпаться ночью для совершения молитвы». См.: Аль-му‘джам аль-‘арабий аль-асасий [Основной арабский словарь]. [Б. м.]: Ларус, [б. г.]. С. 1253.

[2] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, Муслима и др. См., например: Ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 452, хадис № 202 (1163); аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1992. Т. 3. С. 930, хадис № 1236; аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. В 8 т. Т. 3. С. 60, хадис № 949.

[3] Св. х. ат-Табарани и др. См., например: Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 7. С. 40.

[4] Св. х. ат-Тирмизи. См.: Ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 982, хадис № 3558; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. Т. 3. С. 927, хадис № 1227.

[5] См.: Ат-Табризи М. Мишкет аль-масабих. Т. 1. С. 375, хадисы № 1306 и 1308.

[6] См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1064.

[7] Хадис нельзя истолковывать исходя из антропоморфического понимания Бога, ибо Творец всего сущего есть Господь Всемогущий, Всезнающий, Всевидящий, Существующий вне времени и пространства.

Метафизический смысл хадиса в том, что, как бы близко ни «опускался» Всевышний к земле, к земным существам и предметам, Он всегда остается трансцендентным, пребывая в сфере недосягаемого для человеческого опыта.

В то же время «ведает о том, что нашептывает человеку его душа, и Который ближе к нему, чем [его] сонная артерия» (см.: Св. Коран, 50:16).

[8] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима и др. См., например: Ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 298, хадис № 169 (758); аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. Т. 3, с. 923, хадис № 1223; аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. В 8 т. Т. 3. С. 62.

Источник: https://umma.ru/molitva-namaz-tahadzhud/

Как и когда совершать тахаджуд намаз? Достоинство и время намаза тахаджуд по сунне

Аллах Всевышний в Коране говорит:

يَا أَيُّهَا الْمُزَّمِّلُ * قُمِ اللَّيْلَ إِلَّا قَلِيلًا * نِّصْفَهُ أَوِ انقُصْ مِنْهُ قَلِيلًا * أَوْ زِدْ عَلَيْهِ وَرَتِّلِ الْقُرْآنَ تَرْتِيلًا 

«О закутавшийся! Простаивай ночь без малого, половину ночи или чуть меньше того, или чуть больше того, и читай Коран размеренным чтением». (Сура Аль-Музаммил, 1-4 аяты)

Самое благородное из дополнительных, добровольных (нафиль) намазов это – ночной намаз тахаджуд. Слово «тахаджуд» происходит от слова «хужуд», которое означает «сон», а значение слово «тахаджуд» — просыпаться от сна.

Тахаджуд – это нафиль-намаз, который совершается после обязательного ночного намаза (иша), после короткого сна во второй половине ночи. Всевышний Аллах наделит огромными блогами тех кто встает ночю с целью поклонятся Ему, в то время когда все люди погружены в глубокий сон. 

Достоинство Тахаджуд намаза

Коран описывает правоверных мусульман следующим образом:

«تَتَجَافَىٰ جُنُوبُهُمْ عَنِ الْمَضَاجِعِ يَدْعُونَ رَبَّهُمْ خَوْفًا وَطَمَعًا وَمِمَّا رَزَقْنَاهُمْ يُنفِقُونَ * فَلَا تَعْلَمُ نَفْسٌ مَّا أُخْفِيَ لَهُم مِّن قُرَّةِ أَعْيُنٍ جَزَاءً بِمَا كَانُوا يَعْمَلُونَ»

«Они отрывают свои бока от постелей, взывая к своему Господу со страхом и надеждой, и расходуют из того, чем Мы их наделили. Ни один человек не знает, какие услады для глаз сокрыты для них в качестве воздаяния за то, что они совершали» сура Ас-Саджда, 16–17 аяты.Пророк Мухаммад ﷺ в одном из многих хадисов в которых отмечал величие тахаджуд намаза, сказал:

«عَلَيْكُمْ بِقِيَامِ اللَّيْلِ فَإِنَّهُ دَأَبُ الصَّالِحِينَ قَبْلَكُمْ ، وَهُوَ قُرْبَةٌ لَكُمْ إِلَى رَبِّكُمْ ، وَمَكْفَرَةٌ لِلسَّيِّئَاتِ ، وَمَنْهَاةٌ عَنِ الْإِثْمِ»

«Вставайте ночью молиться, поистине это обычай праведных людей до вас, который приблизит вас к Аллаху, искупит ваши маленькие грехи, воздержит вас от греха»в другом хадисе говорится:

«إِنَّ فِي الْجَنَّةِ غُرَفًا، يُرَى ظَاهِرُهَا مِنْ بَاطِنِهَا، وَبَاطِنُهَا مِنْ ظَاهِرِهَا أَعَدَّهَا اللَّهُ لِمَنْ أَلَانَ الْكَلَامَ، وَأَطْعَمَ الطَّعَامَ، وَتَابَعَ الصِّيَامَ، وَصَلَّى بِاللَّيْلِ وَالنَّاسُ نِيَامٌ»

«Поистине в Раю есть такие покои (комнаты), изнутри которых видно то, что снаружи, а снаружи видно то, что внутри». Аллах приготовил их для тех, чьи речи были хорошими, кто кормил людей, постоянно постился и молился Аллаху по ночам, когда люди спали»

В сборнике хадисов приведенный Ибн Маджой говорится: «Если кто-либо, проснувшись, разбудит супругу, и они вместе совершат двухракаатный намаз, имена их обоих Аллах запишет среди имён мужчин и женщин, постоянно поминающих Аллаха»

В хадисе приведенный Сахихе Бухарии Масрук говорит следующее: «Когда я спросил у Айши (да будет доволен ею Аллах) о ночном намазе посланника Аллаха, она ответила: Его намаз помимо утреннего намаза состоит из семи (три из них витр), девяти (из них три витр) и из одиннадцати ракаатов (три из них витр)». Еще в одном хадисе приведенный Сахихе Бухарии мать правоверных Айша (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Пророк в ночном намазе совершал тринадцать ракаатов. Три из них витр и два ракаата сунны утреннего намаза».

Со сколький ракатов состоит тахаджуд намаз?

Тахаджуд намаз Посланник Аллаха ﷺ читал по разному. Иногода он читал два, четыре, иногда шесть или восемь ракаатов. Следуя им, ученые пришли к выводу, что тахаджуд намаз совершается наименьшее из двух ракаатов, а наибольшее из восьми ракаатов. Разрешается читать и по два ракаата и по четыре, но мустахабом является читать по два ракаата.

Время тахаджуд намаза

Время совершения тахаджуд намаза наступает после обязательной ночной молитвы (иша) и длится до начала утреннего намаза. Но, самое благое время для совершения тахаджуд намаза является последняя третья часть ночи, т.е.

если промежуток времени от заката до наступления времени утренней молитвы разделить на три части, то тахаджуд предпочтительнее совершать в третьей части (время до утреннего намаза) разделенной времени. В хадисе говорится, что в это время будут приняты наши покаяния и мольбы.

Способ чтения тахаджуда по суннату является следующим: прочитав ночной намаз, ложитесь спать, затем встаёте и читаете тахаджуд. Витр намаз совершается после тахаджуд намаза. А, если кто-то не уверен в том, что проснётся ночью, должен совершить «витр намаз» перед сном.

В случае чтения тахаджуда совершать три рака‘ата витр вместе с тахаджудом также является суннатом. Но если витр уже прочитан после ночного намаза, тогда после тахаджуда второй раз его читать не надо, потому что Посланник Аллаха ﷺ запретил читать витр два раза за одну ночь. 

Время сухур – охватывает 1-2 часа до наступления утренней молитвы, это время также называют одна шестой частью ночи.

Однако если просмотреть некоторые хадисы, то согласно им Пророк ﷺ в первой половине ночи спал и в последний части ночи совершал намаз.

После совершения намаза лежал в постели и вставал, как только слышал голос муэдзина призывающего на утреннюю молитву. Если было необходимо, совершал полное омовение (гусль), а если нет, то совершал малое омовение (вуду).

В Ханафитском мазхабе считается благим деянием совершать тахаджуд намаз во второй части ночи, а в первой части ночи следует спать.

Источник: https://www.islam-love.ru/namaz/727-takhadzhud-namaz-kak-sovershat

Все о молитве Тахаджуд / Абдусамат Касым

Абдусамат Касым

  •  «О закутавшийся!
  • Простаивай ночь без малого,
  • половину ночи или чуть меньше того,
  • или чуть больше того, и читай Коран размеренным чтением».
  •  Бисмиллахир рахманир рахим!

Самое благородное из нафиль намазов это – ночной намаз тахаджуд[1]. Слово «тахаджуд» происходит от слова «хужуд», которое означает «сон», а значение слово «тахаджуд» —  просыпаться от сна[2].

Тахаджуд – это нафиль-намаз, который совершается после обязательного ночного намаза (иша), после короткого сна во второй половине ночи. Когда все люди погружены в глубокий сон встающих ночью для поклонения Аллаху мусульман, Аллах наделит большими благами. В Священном Коране Творец описывает правоверных мусульман следующим образом:

تَتَجَافَىٰ جُنُوبُهُمْ عَنِ الْمَضَاجِعِ يَدْعُونَ رَبَّهُمْ خَوْفًا وَطَمَعًا وَمِمَّا رَزَقْنَاهُمْ يُنفِقُونَ ﴿١٦﴾ فَلَا تَعْلَمُ نَفْسٌ مَّا أُخْفِيَ لَهُم مِّن قُرَّةِ أَعْيُنٍ جَزَاءً بِمَا كَانُوا يَعْمَلُونَ    

«Они отрывают свои бока от постелей, взывая к своему Господу со страхом и надеждой, и расходуют из того, чем Мы их наделили. Ни один человек не знает, какие услады для глаз сокрыты для них в качестве воздаяния за то, что они совершали» [3].

  1. Достопочтенный Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) в одном из многих хадисов в которых отмечал величие тахаджуд намаза, сказал
  2. » عَلَيْكُمْ بِقِيَامِ اللَّيْلِ فَإِنَّهُ دَأَبُ الصَّالِحِينَ قَبْلَكُمْ ، وَهُوَ قُرْبَةٌ لَكُمْ إِلَى رَبِّكُمْ ، وَمَكْفَرَةٌ لِلسَّيِّئَاتِ ، وَمَنْهَاةٌ عَنِ الْإِثْمِ «
  3. «Вставайте ночью молиться, поистине это обычай праведных людей до вас, который приблизит вас к Аллаху, искупит ваши маленькие грехи, воздержит вас от греха»[4].
  4. Еще в одном хадисе говорится:
  5. «إِنَّ فِي الْجَنَّةِ غُرَفًا، يُرَى ظَاهِرُهَا مِنْ بَاطِنِهَا، وَبَاطِنُهَا مِنْ ظَاهِرِهَا أَعَدَّهَا اللَّهُ لِمَنْ أَلَانَ الْكَلَامَ، وَأَطْعَمَ الطَّعَامَ، وَتَابَعَ الصِّيَامَ، وَصَلَّى بِاللَّيْلِ وَالنَّاسُ نِيَامٌ»

«Поистине в Раю есть такие покои (комнаты), изнутри которых видно то, что снаружи, а снаружи видно то, что внутри». Аллах приготовил их для тех, чьи речи были хорошими, кто кормил людей, постоянно постился и молился Аллаху по ночам, когда люди спали»[5].

 Со сколький ракатов состоит тахаджуд намаз?

Согласно хадисам, совершал посланник Аллаха тахаджуд намаз из двух, четырех, шести или восьми ракаатов.  Следуя им, ученые пришли к выводу, что тахаджуд намаз совершается наименьшее из двух ракаатов, а наибольшее из восьми ракаатов[6].

  • В сборнике хадисов приведенный Ибн Маджой говорится:
  • «Если кто-либо, проснувшись, разбудит супругу, и они вместе совершат двухракаатный намаз, имена их обоих Аллах запишет среди имён мужчин и женщин, постоянно поминающих Аллаха» [7]
  • В хадисе приведенный Сахихе Бухарии Масрук говорит следующее:
  • «Когда я спросил у Айши (да будет доволен ею Аллах) о ночном намазе посланника Аллаха, она ответила: Его намаз помимо утреннего намаза состоит из семи (три из них витр), девяти (из них три витр) и из одиннадцати ракаатов (три из них витр)»[8].
Читайте также:  Заговор на привлечение клиентов и покупателей: читать на сахар

Еще в одном хадисе приведенный Сахихе Бухарии мать правоверных Айша (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Пророк в ночном намазе совершал тринадцать ракаатов. Три из них витр и два ракаата сунны утреннего намаза».

Время тахаджуд намаза

Время совершения тахаджуд намаза наступает после обязательной ночной молитвы (иша) и длится до начала утреннего намаза. В этом промежутке времени вы можете совершать тахаджуд намаз. Но, самое благое время для совершения тахаджуд намаза является последняя третья часть ночи.

Если промежуток времени от заката до наступления времени утренней молитвы разделить на три части, то тахаджуд предпочтительнее совершать в третьей части (время до утреннего намаза) разделенной времени. В хадисе говорится, что в это время будут приняты наши покаяния и мольбы[9].

Всевышний Аллах в Священном Коране, говоря: «Они спали лишь малую часть ночи, а перед рассветом они молили о прощении»[10], указывает на важность времени «сухур».

Время сухур – охватывает 1-2 часа до наступления утренней молитвы, это время также называют одна шестой частью ночи.

Однако если просмотреть некоторые хадисы, то согласно им Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) в первой половине ночи спал и в последний части ночи совершал намаз.

После совершения намаза лежал в постели и вставал, как только слышал голос муэдзина призывающего на утреннюю молитву.

Если было необходимо, совершал полное омовение (гусль), а если нет, то совершал малое омовение (вуду)[12].

В Ханафитском мазхабе считается благим деянием совершать тахаджуд намаз во второй части ночи, а в первой и во второй части ночи следует спать[11]. 

 Как совершается тахаджуд намаз?

  1. Проснувшийся человек по возможности читает последние десять аятов суры Али Имран. Это сунна.  
  2. Согласно сунне при омовении нужно полоскать рот с помощью мисуака[13].
  3. Перед совершением тахаджуд намаза следует совершить нафиль намаз из двух ракаатов.
  4. Тому, кто совершает тахаджуд намаз из четырех, шести или восьми ракаатов, следует совершать их по два ракаата с перерывами[14]. Также можно совершать их по четыре ракаата. В этом случае, после чтения «ташахуда» произносится «салават» и (без слов приветствия) в третьем ракааате читает дуа «сана», и начинает его с «агузу» и «бисмилла».
  5. Витр намаз совершается после тахаджуд намаза. А, если кто-то не уверен в том, что проснётся ночью, должен совершить «витр намаз» перед сном[15]. 

Итак, друзья, если вы хотите получить Божью милость, то по чаще совершайте тахаджуд намаз.

 Перевод с казахского — Айнагуль Джумагазиевой

Источник: http://islam.kz/ru/articles/raznoe/vse-o-molitve-tahadjud-187/

Тасбих (зикр): после фарза или после сунны?

Вопрос:  Ассаляму алейкум! В мечети, после совершения предписанной части намаза, джамаат совершает последующую сунну намаза. И лишь после этого делает зикр (33 рара субханал-лах, 33 аль-хамдулил-лях, 33 раза Аллаху акбар), а затем завершает намаз молитвой (дуа).

Кто-то же сразу, после совершения предписанной части намаза, делает зикр и дуа, а затем либо совершает сунну или вообще уходит. По их мнению «совершение зикра и дуа сразу же после предписанной части намаза является сунной. Совершение же зикра и дуа, согласно мазхабу ханафитского толка, после совершения сунны намаза, противоречит сунне».

Я хотел бы узнать, насколько обосновано их мнение? И действительно ли наши действия противоречат сунне?

Ответ: уа алейкум ассалям уа рахматуллахи уа баракатух! Следует отметить, что совершение зикра и дуа после предписанной части намаза является сунной.

Достоверных изречений посланника Аллаха (да благославит Его Аллах и приветствует), касающихся данного вопроса, предостаточно.

К примеру в хадисе, переданном Муслимом от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), посланник Аллаха (да благославит Его Аллах и приветствует) сказал: «Если кто-либо, после каждой молитвы, будет произносить 33 раза «субханал-лах», 33 раза «аль-хамду лил-лях», 33 раза «Аллаху акбар», все в общем будет 99 раз, и в сотый раз скажет: «Ля иляяха иллял-лаху уахдаху ля шариика лях, ляхуль-мульку уа ляхуль-хамду уа хуа аляя кульли шайин кадиир»,-то ему простятся его грехи, даже если они будут подобны пене морской».[1]

В другом риуаяте сказано: «Тот, кто после каждой предписанной молитвы будет читать «Аятуль-Курси», будет под покровительством Аллаха до следующей молитвы».[2]

Наряду с этим в другом хадисе ‘Укба ибн Амр (да будет доволен им Аллах) сказал: «Посланник Аллаха (да благославит Его Аллах и приветствует) приказал мне читать после каждой молитвы суры «Аль-Фаляк» и «Ан-Нас».[3]

Как видно из приведенных риуаятов, совершение зикра и дуа после молитвы является важной сунной посланника Аллаха (да благославит Его Аллах и приветствует). Что же касается совершения зикра и дуа непосредственно после предписанной части намаза, то среди ученых существует два мнения относительно этого вопроса.

В тех мазхабах, кроме мазхаба ханафитского толка, которые берут за основу хадисы, в которых сказано, что посланник Аллаха (да благославит Его Аллах и приветствует) делал зикр и дуа непосредственно после «предписанной части намаза», зикр и дуа делаются сразу же после совершения предписанной части намаза.

Ученые же мазхаба ханафитского толка берут за основу хадис, переданный Муслимом от Айши (да будет доволен ею Аллах), в котором сказано: «После приветствия в намазе посланник Аллаха (да благославит Его Аллах и приветствует) сидел столько, сколько требовалось для произношения слов: «Аллахумма антас-саляям уа минкас-саляям, табааракта йа заль-жаляяли уаль-икраам»,-а так же хадис, приведенный в «Сахих Аль-Бухари» от Умму Саляма (да будет доволен ею Аллах), в котором сказано: «После приветствия посланника Аллаха (да благославит Его Аллах и приветствует) в намазе, женщины сразу же вставали со своих мест. А посланник Аллаха (да благославит Его Аллах и приветствует) вставал с места лишь немного повременив».[4]

С целью соответствия действий подобным хадисам, ученые мазхаба ханафитского толка придерживаются мнения, что зикр и дуа следует делать не после предписанной части намаза, а после совершения последующей сунны. Если же совершать зикр и дуа непосредственно после предписанной части намаза, то это будет противоречить хадису, переданному от матери правоверных Айши (да будет доволен ею Аллах).

К тому же понятно, что 33-х кратное произношение слов «субханал-лах», «аль-хамду лил-лях» и «Аллаху акбар», произношение слов «ля иляяха иллял-лаху уахдаху ля шариика лях, ляхуль-мульку уа ляхуль-хамду уа хуа аляя кульли шайин кадиир», а так же чтение «Аятуль-Курси» и сур «Аль-Фаляк» и «Ан-Нас», требует большего времени, чем для произношения слов «аллахумма антас-саляям уа минкас-саляям, табааракта йа заль-жаляяли уаль-икраам». А согласно риуаяту матери правоверных Айши (да будет доволен ею Аллах), посланник Аллаха (да благославит Его Аллах и приветствует), после совершения предписанной части намаза, сидел столько, сколько требовалось для произношения слов: «Аллахумма антас-саляям уа минкас-саляям, табааракта йа заль-жаляяли уаль-икраам». Если так, то посланник Аллаха (да благославит Его Аллах и приветствует) в намазах, в которых после предписанной части следовало совершить сунну, после совершения предписанной части молитвы и произношения короткого зикра, наподобие слов «аллахумма антас-саляям уа минкас-саляям, табааракта йа заль-жаляяли уаль-икраам», вставал и в своей комнате, соседствующей с мечетью, совершал последующую сунну намаза, а затем произносил зикр и дуа, приведенные выше.

При совершении же утренней и послеполуденной молитв, в которых нет последующей сунны, посланник Аллаха (да благославит Его Аллах и приветствует) произносил зикр и дуа непосредственно после совершения предписанной части намаза.

Следующие слова посланника Аллаха (да благославит Его Аллах и приветствует) подтверждают сказанное: «Тот, кто после совершения утренней молитвы с джамаатом, находясь на месте совершения намаза, до восхода солнца будет поминать Аллаха, а затем совершит два ракаата намаза, будет удостоен воздаяния полного хаджа и умры. Полностью, полностью, полностью».[5]

Если говорить подробнее, то хадис, в котором сказано: «После приветствия в намазе посланник Аллаха (да благославит Его Аллах и приветствует) сидел столько, сколько требовалось для произношения слов: «Аллахумма антас-саляям уа минкас-саляям, табааракта йа заль-жаляяли уаль-икраам»,-будет касаться молитвы, в которой, после предписанной части, есть последующая сунна и не будет касаться утренней и послеполуденной молитв, в которых после предписанной части нет сунны.

То есть, некоторые риуаяты, в которых упоминается о длинных зикрах после произношения предписанной части намаза, наподобие 33-х кратного произношения слов «субханал-лах», «аль-хамду лил-лях» и «Аллаху акбар», произношение слов «ля иляяха иллял-лаху уахдаху ля шариика лях, ляхуль-мульку уа ляхуль-хамду уа хуа аляя кульли шайин кадиир», а так же чтение «Аятуль-Курси», ученые мазхаба ханафитского толка относили к намазам, в которых после предписанной части нет сунны.

К тому же, слова в хадисах «после предписанной части намаза», ни в коей мере не противоречат произношению зикра и дуа после последующей за предписанной частью намаза сунны. Так как «сунна муаккада», которую следует совершать после предписанной части намаза, является важной частью молитвы.

Вдобавок к этому, сунна муаккада не является отдельным видом намаза, наподобие «тахаджуда» и «духа» и совершается до или же после предписанной части намаза. К примеру слова: «Я совершаю пятикратный намаз»,-указывают на то, что совершаются предписанная часть и сунна молитвы.

По этой причине ученые мазхаба ханафитского толка трактовали слова «после предписанной части намаза», как действия, совершаемые после совершения предписанной части и сунны молитвы.

Относительно этого ученый мазхаба ханафитского толка Ибн Абидин, в своей книге «Раддул-мухтар», сказал следующее: «Хадисы, в которых говорится о произношении зикра после предписанной части намаза, указывают на то, что зикр произносится не до, а после совершения последующей сунны.

Так как сунна намаза является не отдельной частью, а неотделимой составной частью намаза и дополнением к нему. По этой причине говорится, что зикр и дуа, произнесенные после сунны, которая совершается за предписанной частью намаза, сделаны после обязательной части молитвы».[6]

Наряду с этим, по мнению ученых мазхаба ханафитского толка, дуа, сделанное после благого деяния, принимается. Учитывая этот факт, они придерживались мнения, что дуа следует произносить после совершения сунны. Так как, после совершения предписанной части намаза, а затем и сунны, благость деяния увеличивается.

Вывод:

Как мы видим, в мазхабе ханафитского толка существуют веские доказательства относительно произношения зикра и дуа после совершения последующе сунны. По этой причине не правильно выводить поспешную фатву, утверждая, что это является бид’атом или, что это действие бездоказательно.

По причине наличия доказательств того или иного действия, приверженцы определенного мазхаба всегда с уважением относились к друг другу.

Сегодня те, кто утверждает, что «он не придерживается мазхаба» и называет себя «саляф»-ом, представляет такие мелкие различия между мазхабами в качестве большой проблемы и тем самым вносят разлад в общество мусульман.

Все вычитанное и услышанное ими урывками они приписывают к Исламу, а свое мнение, которое отвечает их сущности, рассматривают, как аят Корана или же сунну посланника Аллаха (да благославит Его Аллах и приветствует). В этом суть того, что они всех инакомыслящих приписывают к совершающим бид’ат.

На самом же деле они не понимают, что отрицая наличие и допустимость различных мнений, они сами являются теми, кто совершает бид’ат.

В настоящее время, в наших мечетях, джамаат вместе с имамом, после намаза, произносит зикр и делает дуа. Этим преследуется цель научить зикру и дуа тех, кто пока не умеет правильно произносить их.

К тому же многие часто игнорируют зикром и дуа, которые посланник Аллаха (да благославит Его Аллах и приветствует) произносил после намаза. А ведь это очень важный вид сунны.

По этой причине, когда имам вслух произносит зикр, джамаат, повторяя за ним его действия, совершает важный вид сунны.

Некоторые могут думать, что произношение зикра и дуа джамаатом является бид’атом. Но в нашей религии нет ни одного запрета на это действие.

Для того, чтобы какое-либо действие являлось бид’атом нужно, чтобы в религии не было его основы. А произношению зикра и дуа джамаатом после намаза в шариате есть веские доказательства. К тому же наша религия придает особое значение совершению какого-либо благого деяния джамаатом.

И по причине того, что произношение зикра и дуа джамаатом отвечает требованиям аятов и хадисов, в которых сказано: «Поминайте Аллаха». «молитесь Аллаху»,-это действие ни в коей мере не противоречит шариату.

К тому же во время зикра имам лишь начинает произносить слова возвеличвания Аллаха, а каждый человек сам произносит слова зикра.

Следует сказать, что совершение последующей после предписанной части намаза сунны дома не противоречит шариату.

Но учитывая, что наши дома не находятся рядом с мечетью, наподобие комнат нашего Пророка (да благославит Его Аллах и приветствует), и затягивающую нас повседневную рутину, нам трудно совершить последующую сунну у себя дома.

По этой причине предпочтительнее совершать предписанную часть и сунну молитвы, а так же зикр и дуа в мечети вместе с джамаатом.

[1] Сахих Муслим, 1-том,С 418. «Дару Ихиа’ит-турасил-араби» . Бәйрут. [2] Сүлейман ибн Ахмад ибн Айюб Абул-Касым әт-Табарани, аль-Муъжамул-кабир, 3-том, С. 83. «Мактабутуз-захраа» баспасы, 1983 г.

[3] Ахмад ибн Ханбал Абу Абдиллаһ әш-Шайбани, Муснаду Ахад ибн Ханбал, 4-том, С. 155. «Муссисату Куртуба», Египет. [4] Сахихул-Бухари. 1-том, С. 296. «Дару Ибни Касир», Бейрут, 1987 г.

[5] Мухаммед ибн Иса Абу Иса әт-Тирмизи, Сунанут-тирмиз, 2-том, 481-бет. «Дарул-ихиаайт-турасил-араби» , Бейрут.

[6] Ибн Абидин Мухаммад Амин ибн Омар, Хашияту ибн Абидин раддул-мұхтар ъала дуррул-мухтар, 3-том, С.424. «Дарус-сакафати уат-турас», Сирия, Дамаск, 2000г.

Источник: https://al-isnad.kz/fikh/tasbih-zikr-posle-farza-ili-posle-sunny/

Ссылка на основную публикацию